• 1 
  • 2 
  • 3 
  • 4 
  • 5 
  • 6 
  • 7 
  • 8 
  • 9 

          Предпосылки внедрения оценки регулирующего воздействия

          В Концепции административной реформы в 2006 – 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, отмечалось, что для предотвращения появления новых избыточных функций федеральных органов исполнительной власти необходимо разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства необходимости введения дополнительных функций.

          В этих условиях реализация задач административной реформы потребовала введения в систему принятия решений независимого третьего лица, наделенного функцией оценки того, насколько обоснованными являются предложения федеральных органов исполнительной власти, влекущие дополнительные расходы для субъектов предпринимательской и иной деятельности.

          В связи с этим при принятии решения об апробации механизмов оценки регулирующего воздействия и наделении Минэкономразвития России соответствующим полномочием акцент в содержании процедуры был сделан на выявлении в проектах нормативных правовых актов, разработанных федеральными органами исполнительной власти, положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

          Это решение стало значимым элементом реализуемой в Российской Федерации системы мер, направленных на улучшение инвестиционного климата и недопущение возникновения новых административных барьеров, и было закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее также – Постановление № 336).

          В целях формирования механизма оценки регулирующего воздействия в Минэкономразвития России летом 2010 года создан соответствующий отраслевой департамент, а также принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы проведения оценки регулирующего воздействия*.

          Систематическое применение ОРВ в России на федеральном уровне началось со второй половины 2010 года.



* постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», приказ Минэкономразвития России от 29 августа 2010 г. № 398 «Об утверждении Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия»

          Процедура и сфера применения оценки регулирующего воздействия на федеральном уровне (2010 –2013 годы)

          Изначально ОРВ проводилась по централизованной модели (все процедуры проводились Минэкономразвития России, разработчик направлял только проект акта) и процесс был структурирован в рамках двух основных стадий: предварительная оценка и углубленная оценка.

Рис. 2. Схема процедуры ОРВ, осуществляемой на федеральном уровне

          В ходе проведения предварительной оценки в срок не более 5 дней с момента поступления проекта нормативного акта в Минэкономразвития России необходимо было выяснить:

          а) относятся ли общественные отношения, регулируемые проектом акта, к сфере оценки регулирующего воздействия;

          б) предусматривает ли проект акта положения, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и иной деятельности, а также приведет ли предусмотренное проектом акта новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности:

          - к невозможности исполнения указанными субъектами возложенных на них обязанностей вследствие противоречий или пробелов в правовом регулировании, отсутствия необходимых организационных или технических условий у органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, а также сложившегося в Российской Федерации уровня развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг;

          - к возникновению у указанных субъектов дополнительных существенных расходов при осуществлении предпринимательской и иной деятельности либо к возникновению дополнительных существенных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

          В ходе последующей углубленной оценки, для проведения которой отводилось 20 дней, должны были быть выявлены:

          1) цели предусмотренного проектом акта правового регулирования и их соответствие принципам правового регулирования;

          2) проблема, на решение которой направлено новое правовое;

          3) основные группы участников общественных отношений, их предполагаемые издержки и выгоды от предусмотренного проектом акта правового регулирования;

          4) риски недостижения целей правового регулирования, а также возможные негативные последствия от введения правового регулирования для экономического развития Российской Федерации в целом или отдельных отраслей экономики, конкуренции, рынков товаров и услуг, в том числе развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

          5) расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

          Заключение об оценке регулирующего воздействия подготавливалось в срок не более 30 дней с даты поступления проекта акта в Минэкономразвития России*.

          Предметную область составляли проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной, регулирующие отношения в области:

          1) организации и осуществления государственного контроля (надзора);

          2) установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

          3) установления, применения и исполнения обязательных требований к выполнению работ и оказанию услуг;

          4) в области оценки соответствия;

          5) в области безопасности процессов производства.

          Кроме того, до 1 июля 2012 г. ОРВ проводилась в отношении административных регламентов, что являлось нетипичным примером оценки регулирующего воздействия, так как, по сути, их положения не создают нового правового регулирования в соответствующих сферах действия.

          Практика проведения оценки регулирующего воздействия административных регламентов подтвердила этот факт, в связи с чем Правительственной комиссией по проведению административной реформы было принято решение о нецелесообразности проведения ОРВ проектов административных регламентов, и обязанность проведения ОРВ в отношении них была отменена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 674.

          Вместе с тем сохранение требований публичного размещения этих проектов для отзывов предпринимательского сообщества оставило заинтересованным лицам возможность контролировать разработчика, направляя ему, а также в Минэкономразвития России предупреждения о возможных проблемах, связанных с принятием данных нормативных актов.

          Учитывая, что техническими регламентами Таможенного союза определяются существенные условия и характеристики предпринимательской и инвестиционной деятельности, включая безопасность процессов производства, применение и исполнение обязательных требований к продукции и связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также особенности государственного контроля (надзора) и оценка соответствия, проекты данных актов при внутригосударственном согласовании российской стороной должны были также направляться в Минэкономразвития России для оценки регулирующего воздействия.

          Вместе с тем международные правовые акты, регламентировавшие вопросы разработки, принятия и применения технических регламентов, на тот момент прямого требования о проведении оценочных мероприятий, помимо анализа рисков, в отношении технических регламентов на уровне Таможенного союза не предусматривали.

          Поэтому, в ходе формирования координационных органов Единого экономического пространства, стояла задача закрепить четкую процедуру внутригосударственного согласования проектов решений Совета ЕЭК по указанным вопросам, включая необходимость проведения публичного обсуждения соответствующих проектов и анализа последствий их принятия, а также подготовить предложения о поэтапном внедрении указанных механизмов в отношении проектов нормативных правовых актов Коллегии ЕЭК.

 

          Внедрение оценки регулирующего воздействия в нормотворческую деятельность Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти сразу получило широкую поддержку представителей субъектов предпринимательской деятельности.

          По результатам первого опыта подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России инициировало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. № 94 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым были уточнены отдельные процедурные вопросы проведения ОРВ, а также уточнена область применения оценки регулирующего воздействия.

          Задача поэтапного внедрения механизмов ОРВ в правотворческую деятельность органов государственной власти была сформулирована Минэкономразвития России в докладе «О практике внедрения и дальнейшем развитии института оценки регулирующего воздействия в нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», представленным на заседании Правительства Российской Федерации 26 мая 2011 года.

          Изложенный план предполагал четыре основных направления развития института оценки регулирующего воздействия:

          1. Поэтапное внедрение механизма оценки регулирующего воздействия федеральными органами исполнительной власти на ранней стадии разработки проектов нормативных правовых актов при сохранении за Минэкономразвития России полномочий по подготовке заключений на разработанные проекты нормативных правовых актов;

          2. Расширение круга актов, в отношении которых проводится оценка регулирующего воздействия;

          3. Развитие ретроспективной оценки регулирующего воздействия;

          4. Поэтапное внедрение механизмов оценки регулирующего воздействия на региональном уровне.

 

          Одним из наиболее важных общесистемных шагов в развитии института ОРВ стало образование Консультативного совета по оценке регулирующего воздействия при Минэкономразвития России (далее также – Консультативный совет). Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. № 534 были утверждены положение и состав Консультативного совета, в который вошли представители федеральных органов исполнительной власти, деловой общественности, научно-исследовательских, общественных и иных организаций. На первом заседании Консультативного совета, состоявшемся 2 декабря 2011 года, в целях оптимальной реализации его задач были созданы рабочие группы:

          1) по вопросам методологии оценки регулирующего воздействия;

          2) по вопросам взаимодействия с субъектами Российской Федерации.

          Консультативный совет является постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку предложений и рассмотрение вопросов по определению приоритетных направлений развития организационного, правового и методического совершенствования оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации, а также осуществляющим подготовку предложений и рекомендаций в деятельности Министерства по проведению экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

          Председатель Консультативного совета – Министр экономического развития Российской Федерации. Членами совета являются представители федеральных органов исполнительной власти, парламента, общественных объединений предпринимательского сообщества, институтов гражданского общества, научных организаций.



* Порядок подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия на проекты нормативных правовых актов определялся приказом Минэкономразвития России от 29 августа 2010 г. № 398 «Об утверждении Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия».

 

          

          Переход к модели проведения оценки регулирующего воздействия на ранней стадии

          Практика проведения ОРВ в Минэкономразвития России показала, что проводимая работа на стадии, когда проект документа уже прошел ряд согласований, не способствует качественному улучшению результатов нормотворчества. Ключевая идея дальнейшего развития ОРВ состоит в перенесении «центра тяжести» оценки на этап проработки проблемы и подбора вариантов ее решения самим разработчиком.

          Данное направление работы было начато с внедрения процедуры ОРВ в отношении узкой группы нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, не относящихся к сфере технического регулирования.

          2 мая 2012 г. было принятие постановления Правительства Российской Федерации от № 421 «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования», в соответствии с которым с 1 октября 2012 г. федеральные органы исполнительной власти стали сами размещать информацию о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их публичного обсуждения в едином формате в сети «Интернет» на портале regulation.gov.ru.

          Ключевой задачей в этой схеме являлось повышение прозрачности процесса разработки нормативных актов за счет применения формализованных процедур привлечения участников рынка, потребителей, экспертов, иных заинтересованных лиц к процессу выработки решения.

          Повторим, что принципиальное новшество схемы проведения ОРВ состояло в проведении процедур ОРВ на стадии выработки соответствующих решений самим разработчиком, а не на стадии их юридико-технического оформления.


          Таким образом, схема предполагала последовательное выполнение разработчиком проекта акта следующих трех шагов:

          1. Обеспечение «позитивной» вовлеченности заинтересованных сторон за счет начала обсуждения не со стадии «готового» проекта акта, а со стадии проработки вопроса о наличии проблемы. То есть уведомление заинтересованных сторон ответственным органом исполнительной власти о наличии определенной проблемы, решение которой может предусматривать введение или изменение государственного регулирования.

          Приняв решение о разработке проекта нормативного правового акта, содержащего требования в сферах, не отнесенных законодательством Российской Федерации к техническому регулированию, разработчик должен был разместить на портале regulation.gov.ru уведомление о начале разработки проекта акта, ориентированное на привлечение неограниченного круга лиц к участию в предоставлении соответствующих предложений.

          В уведомлении указывались сведения о разработчике проекта акта с кратким изложением цели, обоснование необходимости его разработки, вид и наименование, а также общая характеристика отношений, на регулирование которых направлен проект акта, срок, в течение которого разработчиком принимаются предложения и наиболее удобный способ их предоставления. Срок публичных консультаций составлял 15 календарных дней.


          2. Проработка текста проекта нормативного правового акта с привлечением участников рынка, потребителей, экспертов, иных заинтересованных лиц.

          После завершения проведения публичного обсуждения с учетом поступивших отзывов, замечаний и предложений разработчиком разрабатывался проект акта, подготавливался сводный отчет и вместе со справкой о поступивших замечаниях и предложениях указанные документы размещались на портале regulation.gov.ru


           3. Направление доработанного проекта акта с приложением поступивших отзывов, замечаний и предложений, а также соответствующих обоснований в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.           Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия в отношении указанных проектов актов осуществлялась уже без проведения публичных консультаций Минэкономразвития России.


          По сути разработанный в 2012 году принцип проведения ОРВ сохраняется и по сей день.

          Полностью переход на раннюю стадию проведения ОРВ состоялся 1 июля 2013 г. с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 1318).

          Одним из новшеств, введенным данным документом, стало выявление и дифференциация проектов актов по степени регулирующего воздействия:

          а) высокая – проект акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

          б) средняя – проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

          в) низкая степень регулирующего воздействия – проект акта не содержит положений, предусмотренных вышеуказанными пунктами.

Это несколько изменило сроки проведения 2-го этапа процедуры ОРВ – публичного обсуждения текста проекта акта и сводного отчета.

В зависимости от степени регулирующего воздействия установлен срок проведения публичных консультаций:

          а) высокая степень – 60 календарных дней;

          б) средняя – 30 календарных дней;

          в) низкая – 15 календарных дней.

Разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, и составить сводку предложений с указанием сведений об их учете или причинах отклонения.

          Доработанный по результатам публичного обсуждения проект акта направляется разработчиком в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

          У Минэкономразвития России осталась возможность проведения публичных консультаций – дополнительно на этапе подготовки заключения об ОРВ: если проект акта содержит положения, имеющие высокую или среднюю степень регулирующего воздействия, предусмотрена возможность проведения публичных консультаций с органами и организациями, в течение сроков, отведенных для подготовки заключения.

          Срок подготовки заключения зависит от степени регулирующего воздействия проекта акта:

          а) высокая и средняя степень – 15 календарных дней со дня поступления проекта акта в Минэкономразвития России,

          б) низкая – 10 календарных дней.

          В связи с тем, что постановлением № 1318 введен четкий регламентированный порядок проведения ОРВ, содержание заключения (помимо выводов о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации) дополнилось выводами о соблюдении разработчиками установленного порядка.

          В случае выявления Минэкономразвития России фактов нарушения указанного порядка, разработчик повторно проводит процедуры ОРВ (начиная с невыполненной),  дорабатывает проект акта по их результатам, после чего повторно направляет проект акта для подготовки заключения об ОРВ.

          Кроме того, постановлением № 1318 внесены изменения в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее – постановление № 1009), в части необходимости направления заключения об ОРВ при государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России.

Вместе с тем выявление в проекте акта по результатам ОРВ избыточных требований для предпринимателей не становится препятствием для их принятия.

          В соответствии с постановлением № 1009 и Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, при отрицательном заключении об ОРВ по проекту акта разработчик обеспечивает обсуждение проекта и выявленных разногласий с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения.

          При направлении на государственную регистрацию в Минюст России, либо
в Правительство Российской Федерации к проекту акта с отрицательным заключением прикладывается протокол согласительного совещания.

          Далеко не всегда результатом согласительного совещания является полное урегулирование разногласий по проекту акта.

          Несмотря на наличие неурегулированных разногласий, проекта акта может быть подписан (утвержден) разработчиком и направлен на государственную регистрацию
в Минюст России.

          О данном решении разработчик уведомляет федеральный орган исполнительной власти, замечания которого не были учтены в ходе согласительных совещаний.

          По итогам проведенного Минэкономразвития России анализа соблюдения органами-разработчиками установленных процедур при проведении ОРВ были обнаружены также и такие нарушения, как непредставление проектов актов для проведения ОРВ или направление проектов актов на государственную регистрацию
в Минюст России, либо в Правительство Российской Федерации с отрицательным заключением (без проведения в таких случаях согласительного совещания).

          Нарушения проведения процедуры ОРВ, в первую очередь, негативным образом отражаются на внешнем восприятии деятельности федеральных органов исполнительной власти со стороны экспертного сообщества и непосредственных адресатов правового регулирования, вследствие чего деятельность государства, направленная на вовлечение
в процесс выработки регуляторных решений широкого круга заинтересованных лиц, становится в определенной степени неэффективной.

 

 

          Таким образом, принятием постановления № 1318 положено начало изменениям в культуре правотворчества, механизм ОРВ приобрел статус института, нормативно закреплена роль заключений об ОРВ.

          Расширение предметной области

       

          Как уже отмечалось выше, постепенное расширение сферы оценки регулирующего воздействия было определено в качестве одного из магистральных направлений развития института.

          Представители предпринимательского сообщества неоднократно поднимали вопрос о необходимости проведения оценки регулирующего воздействия в отношении нормативных актов в области налогового и таможенного администрирования, а также неоднократно отмечали, что в отдельных сферах нормотворчества отсутствуют механизмы участия бизнеса, ссылаясь на подготовку законопроектов к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.

          В результате постановлением № 1318 предметная область была расширена за счет:

          - области таможенного и налогового администрирования,

          - поправок Правительства Российской Федерации к внесенным Правительством Российской Федерации законопроектам,

          - законопроектов, подготовленных к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении,

          - проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии.

 

          Проведение данной работы осуществлялось в рамках реализации задач по совершенствованию и развитию института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, закрепленных соответствующими поручениями в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»:

          - установить обязательный для федеральных органов исполнительной власти порядок, предусматривающий проведение ими оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их публичного обсуждения на всех стадиях подготовки указанных проектов;

          - установить сроки проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, включая публичные консультации и подготовку заключений, достаточные для обеспечения полноты и объективности такой оценки;

          - установить требования к проведению процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов в области таможенного и налогового законодательства;

          - представить в установленном порядке предложения по проведению оценки регулирующего воздействия подготовленных к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении законопроектов, регулирующих отношения в области предпринимательской и инвестиционной деятельности, в предусмотренные для проведения такой оценки сроки.

          Указом № 601 предусматривалось развитие процедуры ОРВ не только на федеральном уровне, но и на региональном: необходимость законодательного закрепления процедур ОРВ в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации – с 2014 года, органов местного самоуправления – с 2015 года.

          Развитие оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации

        

          Задача поэтапного внедрения механизмов оценки регулирующего воздействия на региональном уровне была сформулирована Минэкономразвития России еще в Докладе в Правительство Российской Федерации в 2011 году. В качестве основных направлений деятельности на вторую половину 2011 года были выбраны:

          - разработка методических рекомендаций по использованию оценки регулирующего воздействия в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

          - организация процесса обучения государственных служащих субъектов Российской Федерации и иных заинтересованных лиц в связи с внедрением механизмов оценки регулирующего воздействия на региональном уровне.

          Правительством Российской Федерации была оказана поддержка развитию института ОРВ на уровне регионов в рамках проведения административной реформы. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 30 июля 2012 г. № 472 «Об оказании поддержки проведения высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2012 году», в качестве одного из приоритетных направлений реализации административной реформы (наряду с развитием многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг) было выбрано развитие института ОРВ.

          В целях обеспечения развития процедуры оценки регулирующего воздействия на региональном уровне Минэкономразвития России разработало типовое Соглашение о взаимодействии между Министерством экономического развития Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при проведении оценки регулирующего воздействия, а также Методические рекомендации по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации (утверждены приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2012 г. № 623).

          Многие регионы, участвовавшие в публичных консультациях по проектам актов федерального уровня, осознали потребность в использовании института ОРВ для повышения качества правового регулирования и улучшения инвестиционного имиджа регионов, что выразилось в пилотном внедрении процедур ОРВ в целом ряде регионов России: Республике Башкортостан, Воронежской области, Забайкальском крае, Республике Калмыкии и Самарской области.

          Анализ принятых в субъектах Российской Федерации моделей проведения ОРВ показал, что регионами были выбраны разные подходы к их выстраиванию. Так, для регионов, которые ранее других ввели ОРВ, характерна централизованная модель (как применяемая на федеральном уровне до середины 2013 г.), при которой проведение оценки и подготовка заключений сосредоточены в уполномоченном органе, как правило, министерстве экономики региона.

          В 2013 году начался переход на децентрализованную модель, при которой оценка проводится непосредственно разработчиками, а уполномоченный орган оставляет за собой право оценки соответствия проведенных разработчиком процедур установленному порядку и качеству такой оценки, а также методическое и организационное обеспечение этих процессов. Однако встречается на практике также и смешанная модель.

          До 2014 г. внедрение ОРВ в регионах осуществлялось в инициативном порядке.

          С принятием Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» (далее – Закон) с 1 января 2014 г. проекты актов субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в обязательном порядке должны проходить процедуру ОРВ.

          Согласно закону ОРВ и экспертиза действующих актов в субъекте Российской Федерации должны проводиться в порядке, установленном нормативными правовыми актами данного субъекта. Методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

          В этих целях Минэкономразвития России проводятся видеоконференции с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выездные координационные совещания с организацией круглых столов по вопросам развития института ОРВ в субъектах Российской Федерации, с августа
2014 г. начала работать прямая телефонная линия с директором Департамента оценки регулирующего воздействия.

          26 марта 2014 г. приказом Минэкономразвития России № 159 были утверждены доработанные (с учетом опыта проведения ОРВ на федеральном уровне) Методические рекомендации по организации проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации, которыми:

          - предложены конкретные модели организации проведения ОРВ, ориентированные на уровень подготовленности отдельных регионов;

          - четко определены последовательность и порядок процедур с ориентацией на проведение ОРВ, начиная с разработки идеи (концепции) нового правового регулирования;

          - определены основные требования, обеспечивающие качество проведения процедуры ОРВ;

          - предложен порядок действий уполномоченного органа, обеспечивающий фокусирование на рассмотрении наиболее значимых проектов актов, экономию временных и материальных ресурсов;

          - определен порядок проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов и оценки фактического воздействия;

          - предложены основные формы необходимых документов для ОРВ.

          В целях организации и унификации процедуры проведения оценки регулирующего воздействия в отношении проектов региональных НПА Минэкономразвития России был разработан Типовой региональный интернет-портал по ОРВ как инструмент организации и проведения всего комплекса процедур ОРВ на уровне субъектов Российской Федерации по образцу, реализованному на федеральном уровне (региональная версия интернет-портала regulation.gov.ru).

          Поскольку эффективность проведения ОРВ существенно зависит от заинтересованности субъекта Российской Федерации в улучшении условий ведения предпринимательской деятельности и, в конечном счете, своего бюджета и экономики, была поставлена задача оценки качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации.

          В связи с чем Минэкономразвития России в октябре 2014 г. была разработана Методика формирования рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации.

          Проведение такой оценки позволяет не только определить основные проблемы в развитии института ОРВ в отдельных субъектах Российской Федерации, но и выявить субъекты Российской Федерации с лучшей практикой организации данного института, что является основой для принятия эффективных мер в данной сфере.


          Экспертиза действующих нормативных правовых актов

         

          В мировой практике оценка регулирующего воздействия представляет собой комплексную систему оценки на всех этапах государственно-управленческого цикла: от проектирования актов (ex-ante), принятия решений (ongoing), до ретроспективного анализа (ex-post) и упрощения действующего законодательства.

          В России «пилотным» проектом ретроспективной оценки стало внедрение экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

          Механизм экспертизы был введен в нормотворческую практику постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

          Экспертиза имеет ограниченную сферу: проводится только в отношении действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. На акты Правительства Российской Федерации, как и на федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации экспертиза не распространяется.

          Приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. № 634 «Об утверждении порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности» (далее – Приказ № 634) были утверждены порядок проведения Департаментом оценки регулирующего воздействия экспертизы и механизм взаимодействия с заинтересованными участниками.

          Процедура проведения экспертизы действующих нормативных актов включает несколько стадий:

          1)                формирование плана экспертизы;

          2)                проведение экспертизы (исследование проблемы и подготовка заключения);

          3)                процедуры, направленные на исполнение выводов, полученных в результате экспертизы.

          Экспертиза проводится путем составления полугодовых планов на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в Минэкономразвития России от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, инвестиционных уполномоченных, научно-исследовательских, общественных и иных организаций, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов, а также иных лиц.



          Главными критериями отбора актов для проведения экспертизы выбраны:

          - острота проблемы, создаваемой рассматриваемым актом в определенной сфере хозяйственной деятельности, масштаб и несоразмерность запретов, ограничений и дополнительных издержек, налагаемых данным регулированием на предприятия, объективно существующим проблемам, требующим государственного вмешательства в указанной сфере;

          - масштаб регулятивного воздействия рассматриваемого акта, количество субъектов хозяйственной деятельности, затрагиваемых действием данного регулирования;

          - наличие в действующем регулировании барьеров для инноваций, существование которых создает дополнительные трудности для развития инновационных секторов и модернизации экономики.

          Качественное описание сути проблемы, наличие количественной оценки – расчет затрат в денежной или иной форме, оценка масштаба воздействия – круг (доля) лиц, на которых оказывается негативное воздействие, наличие барьеров для инвестиций были определены в качестве дополнительных критериев включения в план проведения экспертизы.

          План экспертизы на полугодие утверждается курирующим заместителем Министра экономического развития Российской Федерации и в течение пяти рабочих дней после утверждения размещается на официальном сайте www.economy.gov.ru и направляется в Минюст России для сведения.

          На втором этапе – собственно экспертиза – проводятся публичные консультации (в течение 1 месяца со дня, установленного планом), исследование акта на предмет выявления положений, мешающих деловой активности, готовится проект заключения.

          В целях подготовки проекта заключения Минэкономразвития России обращается с запросом о предоставлении необходимых расчетов и обоснований и информационно-аналитических материалов к разработчику акта и к другим заинтересованным сторонам (прежде всего, к самим заявителям, обратившимся с просьбой о проведении экспертизы).

          При проведении исследования подлежат рассмотрению замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций, анализируются положения нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения, учитывается их соответствие принципам правового регулирования, установленным законодательством Российской Федерации, определяются характер и степень воздействия положений нормативного правового акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, устанавливается наличие затруднений в ее осуществлении, вызванных применением положений нормативного правового акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений.

          Проект заключения направляется на отзыв представителям предпринимательского сообщества, органу – разработчику и (или) федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, с указанием срока его предоставления.


          Поступившие отзывы, замечания и предложения рассматриваются при доработке проекта заключения.

          Срок проведения экспертизы не должен превышать 3 месяцев, но при необходимости может быть продлен, не более чем на 1 месяц.

          По результатам экспертизы в случае выявления в акте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности Минэкономразвития России:

           - публикует заключение на официальном сайте;

           - направляет заключение лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы акта, и в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт, и (или) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;

           - вносит в Минюст России предложения об отмене или изменении нормативного правового акта;

           - направляет в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения по внесению изменений в федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, на основе и во исполнение которых издан нормативный правовой акт.

          Особенность проведения ретроспективной оценки в виде экспертизы заключается только в выявлении и оценке фактических препятствий при осуществлении предпринимательской или инвестиционной деятельности без оценки степени достижения поставленных при разработке акта целей.

          Таким образом, полноценно оценить эффективность действующего регулирования при помощи экспертизы, сделать вывод о фактических положительных и отрицательных последствиях не представляется возможным.

          В связи с чем было принято решение о доработке механизма ретроспективной оценки до уровня, позволяющего сделать переход от «качественного регулирования» к «умному регулированию».

          Речь идет о введении широко используемой зарубежными правопорядками так называемой оценки фактического воздействия (ex-post evaluation).

          Оценка фактического воздействия (далее – ОФВ) представляет собой основанный на фактах анализ того, насколько эффективно нормативные правовые акты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности достигают поставленных при их принятии целей, посредством анализа результатов ОРВ проекта акта и того эффекта, который повлекло принятие акта.

          Минэкономразвития России было разработано и 30 января 2015 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений
в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

          В соответствии с постановлением ОФВ проводит орган-разработчик, утвердивший нормативный правовой акт, или, в случае передачи полномочий, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере.

          ОФВ проводится на основе планов оценки фактического воздействия в отношении действующих нормативных правовых актов, при проведении оценки регулирующего воздействия проектов которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 определена высокая или средняя степень регулирующего воздействия и с момента вступления их в силу прошло 3 года.

          Таким образом, механизм оценки фактического воздействия решит проблему «ограниченности» процедуры экспертизы, проведение которой не предусматривается в отношении актов Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

          Фактически предметной областью ретроспективной оценки станет предметная область ОРВ, к которой в соответствии с пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 и пунктом 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, относятся отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства.

          В рамках процедуры ОФВ проводятся консультации с участием предпринимательского сообщества, проводится оценка в отношении результативности (достижения изначально поставленных целей) и эффективности (оправданности с точки зрения выгод и издержек социальных групп). Полученные результаты сопоставляются с позицией Минэкономразвития России, выраженной в заключении об ОРВ, и принимается решение:

          - об отсутствии необходимости отмены и внесения изменений в нормативный правовой акт;

          - об отмене нормативного правового акта;

          - о необходимости внесения в него изменений.

          Таким образом, российское законодательство, регулирующее отношения в сфере предпринимательской деятельности, должно быть оптимизировано: неэффективные и малоэффективные нормативные правовые акты должны быть отменены или изменены соответственно.

          Применение новой формы ретроспективной оценки в России начнется с 1 января 2016 г. (экспертиза будет заменена оценкой фактического воздействия).

          Предстоящие реформы

          Вторым блоком нововведений постановления № 83 помимо внедрения ОФВ является внесение комплексных изменений в акты Правительства, направленные на развитие и совершенствование института ОРВ, а также на внедрение комплекса мер, направленного на снижение регуляторной нагрузки на бизнес.

          1) Правило«one in – one out».

          Предполагается «заморозить» рост требований к бизнесу посредством фиксации правила «one in – one out», при котором установление новых требований к бизнесу сопровождается одновременной отменой уже действующих требований в той же области правового регулирования.

          Для эффективного функционирования данного инструмента Минэкономразвития России разрабатывается методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.

          2) Переходные положения и переходные периоды.

          В целях обеспечения возможности представителям предпринимательского сообщества вовремя реагировать и адаптироваться к изменениям в регулировании предпринимательской деятельности постановлением № 83 устанавливается обязанность разработчиков включать переходные положения, переходные периоды и нормы временного характера в проекты актов.

          3) Правовой эксперимент.

          Правовой эксперимент подразумевает под собой изменение установленного законодательством регулирования общественных отношений на определенной территории и (или) на определенный срок.

          Эта мера «обнажит» достоинства и недостатки принимаемого нормативного акта в сфере предпринимательской деятельности, а также позволит увидеть, достигаются ли поставленные задачи вводимым регулированием или нет.

          Кроме того, в вышеуказанном постановлением № 83 закрепляются общие подходы к планированию правотворческой деятельности.

          В настоящее время сложилась практика, при которой нормотворческая деятельность ведется федеральными органами исполнительной власти во исполнение решений совещательных органов, дорожных карт, на основании отдельных поручений заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.

          Планирование позволяет избежать поспешности в нормотворческой работе, создать условия для подготовки качественных нормативных актов, устранить случаи их дублирования, а также повысить результативность нормативно-правового регулирования общественных отношений и активно содействовать правовому развитию государства и общества.

          Для реализации данного инструмента предполагается внедрение качественных изменений в деятельность федеральных органов исполнительной власти, сформированных на принципах плановости и открытости.

          К ключевым изменениям в существующий порядок проведения ОРВ относятся:

          - расширение предметной области проведения ОРВ – распространение на проекты актов в сфере установления обязательных требований в области закупок товаров, работ и услуг отдельными юридическими лицами (223-ФЗ), в области корпоративного управления, а также применения мер ответственности за нарушения законодательства в сфере предпринимательской деятельности;

          - пропорциональная замена календарных дней проведения ОРВ на рабочие дни;

          - дифференциация заполнения сводных отчетов в зависимости от степени регулирующего воздействия.

          - размещение проектов актов на официальном сайте regulation.gov.ru один раз в целях выполнения требований разных процедур.

          - возвращение разработчику проекта акта без заключения об ОРВ в случае нарушения процедуры проведения ОРВ.

          - разработка методики проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений).


          Институт публичных консультаций

          Публичные консультации в системе комплексной оценки регулирующего воздействия занимают одну из ключевых ролей, поскольку именно представляемые в ходе обсуждения аргументированные позиции предпринимательского и иных сообществ, граждан в большинстве случаев становятся той основой, на которой выстраивается последующая дискуссия относительно целесообразности введения нового регулирования.

          Это достигается это за счет соблюдения общепринятых принципов прозрачности процедур, широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц.

          В России хорошо известная мировая практика публичных обсуждений до недавнего времени не была широко распространена и применялась в редких случаях. Минэкономразвития России осуществило ряд мероприятий, направленных на то, чтобы сделать институт публичных консультаций реально работающим, регламентированным механизмом.

          По мере развития и совершенствования процедур ОРВ эволюционировал и институт публичных консультаций.

          С начала внедрения ОРВ до перехода на раннюю стадию проведение публичных консультаций осуществлялось Минэкономразвития России и организовывалось на официальном сайте министерства economy.gov.ru.

          Размещалось уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прикрепляется текст обсуждаемого проекта нормативного правового акта и опросный лист, и любой желающий направлял свое мнение не только по заданным вопросам, но и в произвольной форме.

          В целях получения систематического отклика бизнес-сообщества Минэкономразвития России заключены соглашения о взаимодействии с ведущими крупными некоммерческими организациями, представляющими и защищающими интересы предпринимателей:

          - Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ);

          - Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП);

          - Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»;

          - Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

          С 2011 года субъекты Российской Федерации также стали оказывать экспертную поддержку в рамках проводимых Минэкономразвития России публичных консультаций по проектам нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

          С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 421 «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования» стартовал пилотный проект единого портала для размещения проектов актов федеральных органов исполнительной власти: regulation.gov.ru, который был разработан в качестве единственного информационного источника, на котором в обязательном порядке будут размещаться тексты проектов актов для их публичного обсуждения, сводки отзывов и тексты принятых нормативных правовых актов.

          И с 1 июля 2013 г. со вступлением в силу постановления № 1318 портал regulation.gov.ru стал центром процесса организованного обсуждения регуляторных инициатив, позволяющим отследить всю историю по отдельно взятому документу – от принятия разработчиком решения о необходимости разработки проекта акта до непосредственного его принятия, включая все стадии процесса его разработки, рассмотрения и обсуждения.

          С июля 2013 г. по сегодняшний день публичные консультации проводятся, начиная с этапа обсуждения общей концепции регулирования (характеристика общественных отношений, существующие проблемы и альтернативы решения их, цели, адресаты регулирования), затем на этапе обсуждения текста проекта нормативного правового акта и сводного отчета и далее (при необходимости) – на этапе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

          При этом в первых двух случаях публичные консультации проводит орган-разработчик проекта акта, в третьем – Минэкономразвития России.

          Публичные консультации могут проводиться Минэкономразвития России как в очной форме, так и путем направления всех необходимых материалов участникам публичных консультаций по средством электронной почты.

          В настоящее время порядок проведения публичных консультаций регламентирован в общем виде постановлением № 1318.

          В целях распространения общих унифицированных требований и процедур для проведения публичных консультаций и формирования у участников публичных консультаций релевантного опыта участия в указанной процедуре вне зависимости от субъекта проведения публичных консультаций необходима разработка методики проведения публичных консультациях.

          В настоящее время Минэкономразвития России приступило к разработке такой методики, которую в соответствии с постановлением № 83 необходимо утвердить до 1 октября 2015 года.


          Мероприятия по обучению государственных служащих, популяризация института оценки регулирующего воздействия

         

          Вопросам организации и развития сотрудничества с международными экспертами в области ОРВ, а также представления тематики ОРВ в России на площадках международных организаций уделяется особое внимание.

          В направлении популяризации института оценки регулирующего воздействия и повышения компетенции госслужащих в 2011 году Минэкономразвития России был проведен ряд обучающих мероприятий с представителями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, зарубежными экспертами (ОЭСР, Дания, Сербия, Великобритания), занимающимися оценкой регулирующего воздействия, в том числе международный семинар, организованный при поддержке Всемирного банка и Центра стратегических разработок в марте 2011 года.

          В целях популяризации института ОРВ на региональном уровне при непосредственном участии Минэкономразвития России прошли семинар при поддержке Московской Международной Бизнес-Ассоциации, серия конференций и семинаров, при поддержке Высшей школы государственного администрирования МГУ им. М.В. Ломоносова и АНО «ИКЦ Бизнес-Тезаурус».

          В ходе двух четырехдневных семинаров, посвященных изучению международной практики оценки регулирующего воздействия, с участием признанных в этой области российских и иностранных экспертов был рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с практическими проблемами проведения оценки.

          В рамках мероприятий АТЭС в Москве в феврале 2012 г. в Минэкономразвития России был проведен семинар по оценке регулирующего воздействия с участием представителей Австралии, Новой Зеландии и Мексики. Помимо сотрудников Минэкономразвития России и ряда других федеральных органов исполнительной власти, в семинаре приняли участие представители 17 субъектов Российской Федерации, а также экспертных и научных кругов.

          Департаментом оценки регулирующего воздействия в рамках мероприятий международной конференции «Развитие государственного управления в России» 23 марта 2012 г. был организован круглый стол «Институт оценки регулирующего воздействия в России: опыт и перспективы развития», в работе которого приняли участие 75 представителей федеральных и региональных органов государственной власти.

          В 2014 года по вопросам развития института ОРВ в регионах проведена серия видеоконференций с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выездные координационные совещания в субъектах Российской Федерации.

          28 марта 2014 г. прошло первое выездное заседание Рабочей группы по вопросам взаимодействия с субъектами Российской Федерации при Консультативном совете по ОРВ при Минэкономразвития России, которое состоялось в г. Ульяновске, на котором представители профильных министерств и ведомств, бизнес-сообщества и эксперты из 35 регионов России обсудили актуальные проблемы развития института ОРВ в субъектах Российской Федерации, рассмотрели опыт отдельных регионов по выстраиванию работы по проведению ОРВ, в том числе по организации взаимодействия с профессиональным сообществом, другие актуальные вопросы.

          В сентябре 2014 г. был дан старт совместному проекту Минэкономразвития России и Сбербанка России «ОРВ – возможности для бизнеса, правила для власти», целью которого является создание единой коммуникационной среды для регионального бизнес-сообщества и органов государственной власти в процессе внедрения системы ОРВ.

          В рамках проекта предусмотрено создание в субъектах Российской Федерации экспертных центров по оценке регулирующего воздействия, задачей которых является оказание непосредственной помощи участникам процессов внедрения и проведения ОРВ и экспертизы в соответствующих регионах.

          1 декабря 2014 года Минэкономразвития России совместно с РСПП и газетой «Ведомости», организована всероссийская конференция по регуляторной политике, собравшая на своей площадке более трехсот участников, главной темой которой стала оценка регулирующего воздействия.

          В связи со значительным количеством обращений в ходе процесса внедрения в деятельность органов государственной власти и развития оценки регулирующего воздействия о необходимости оказания методической поддержки и разъяснении вопросов, связанных с реализацией процедуры ОРВ, по инициативе Минэкономразвития России в 2014 году организовано повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих по вопросам ОРВ.

          В результате сотрудничества Минтруда России и Минэкономразвития России ФГОУ ВПО РАНХиГС на основании заключенного с Минтрудом России государственного контракта в период с 24 ноября по 4 декабря 2014 года проведены курсы повышения квалификации по программе объемом 36 часов.

 

          В ходе внедрения института оценки регулирующего воздействия сделан вывод, что эффективность работы по совершенствованию регуляторной политики в значительной степени зависит от наличия обратной связи с теми, на кого распространятся регулирование, от их активности и желания участвовать в развитии системы государственного управления.

          Отсутствие сложившейся культуры подготовки проектов нормативных правовых актов, отвечающих потребностям рыночной экономики, гарантий учета мнения заинтересованных сторон, приводит к падению качества разрабатываемых документов и снижению интереса со стороны бизнес-сообщества к участию в их обсуждении.

          Сегодня основная задача - консолидация усилий бизнес-структур, государства и общества в этом направлении.

          Достигнув этого, можно добиться преодоления коммуникационных барьеров, становления новых политических институтов, открытости органов государственной власти и управления, что приведет к легитимации государственных решений.


Общие сведения об оценке регулирующего воздействия

Пройден урок "Общие сведения об оценке регулирующего воздействия"

Для просмотра выполненных тестовых блоков нажмите на номер задания