• 1 
  • 2 
  • 3 
  • 4 
  • 5 
  • 6 
  • 7 

Создание и развитие института ОРВ

В Концепции административной реформы в 2006–2010 годах отмечалось, что для предотвращения появления новых избыточных функций федеральных органов исполнительной власти необходимо разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства необходимости введения дополнительных функций.

В этих условиях реализация задач административной реформы потребовала введения в систему принятия решений независимого третьего участника, наделенного функцией оценки того, насколько обоснованными являются предложения федеральных органов исполнительной власти, влекущие дополнительные расходы для субъектов предпринимательской и иной деятельности.

Решение об апробации механизмов оценки регулирующего воздействия в России стало значимым элементом реализуемой политики, направленной на улучшение инвестиционного климата и недопущение возникновения новых административных барьеров.

С 2010 года Минэкономразвития России наделено полномочиями по проведению ОРВ.

Оценка регулирующего воздействия быстро показала свою эффективность  в предотвращении избыточных требований и вызванных ими издержек предпринимательского сообщества и бюджетов всех уровней, и получила широкую поддержку представителей бизнеса. Для слаженного взаимодействия в сфере ОРВ в феврале 2011 года Минэкономразвития России заключило соглашения с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ».

В 2011 году также закрепляется так называемая ретроспективная оценка регулирующего воздействия (ex-post analysis), которая призвана в отличие от прогнозирования последствий предлагаемого регулировании (ex-ante analysis) оценить реальные эффекты, которые достигаются уже действующими правовыми предписаниями.

В 2012 году с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 421 «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования» была запущена апробация механизма проведения ОРВ «на ранней стадии» – то есть самим разработчиком на этапе подготовки проекта акта, в ходе проработки проблемы и подбора вариантов ее решения. Апробация предусматривалась в отношении узкой группы документов, не относящихся к сфере технического регулирования. 

Также был запущен официальный сайт для общественного обсуждения проектов НПА regulation.gov.ru – федеральный информационный ресурс, специально созданный для размещения всеми ведомствами информации о разрабатываемых ими инициативах и результатах их публичного обсуждения.

Реформирование модели и расширение предметной области ОРВ проводились в рамках реализации основных направлений развития института оценки регулирующего воздействия, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в соответствии с которым также предстояло внедрение и развитие института ОРВ на региональном и местном уровнях власти.

Поэтому в 2012 году Минэкономразвития России предприняты следующие меры:

- подготовлены и внесены в Государственную Думу изменения в Федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ; 

- разработаны методические рекомендации по организации процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации (Приказ Минэкономразвития России от 25 сентября 2012 г. № 623).

- началась разработка типового интернет-портала для проведения процедур оценки регулирующего воздействия и публичных консультаций в субъектах Российской Федерации в соответствии с принятыми на федеральном уровне стандартами.

С принятием Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введена обязательность проведения ОРВ проектов актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации с 1 января 2014 г. и в муниципальных образованиях с 1 января 2015 года.

Ко второй половине 2014 года в 76 субъектах Российской Федерации был определен уполномоченный орган по проведению ОРВ, 75 регионов приняли нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения ОРВ проектов актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, заключения об ОРВ подготавливались в 50 регионах.

С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»  ОРВ распространилась на область корпоративного управления, область применения мер ответственности за нарушения требований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также на область закупок товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ.

Кроме того, данным постановлением была установлена обязанность разработчиков с 1 октября 2015 года принимать такие меры по снижению регуляторной нагрузки на бизнес, как:

- планирование нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти – обязанность устанавливать переходные положения и переходные периоды для нового регулирования;

- проведение правовых экспериментов – временное применение нового регулирования на определенной территории;

- реализация правила «one in – one out» – необходимость при введении нового регулирования отмены соразмерных действующих требований в той же области регулирования.

Постановлением № 83 был изменен механизм ретроспективной оценки: экспертиза действующих нормативных правовых актов, проводимая до конца 2015 года, заменяется на оценку фактического воздействия (ОФВ).

В 2015 г. разработаны и приняты рекомендации по оценке стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования (Приказ Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. № 669 «Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования»), и автоматизированный калькулятор расчета стандартных издержек предпринимателей в составе официального сайта regulation.gov.ru

Подготовлены методические рекомендации по проведению публичных (общественных) консультаций (обсуждений) (Приказ Минэкономразвития России от 7 июля 2015 г. № 454 «Об утверждении методики проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений)») и рекомендации по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов, а также формы всех необходимых документов (Приказ Минэкономразвития России от 11 ноября 2015 г. № 830 «Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта»).

Важным шагом в формировании открытости и доступности информации об ОРВ как для участников процесса, так и для широкой общественности стало создание единого информационного портала ORV..RUGOV.

Механизм проведения ОРВ

Новый порядок проведения оценки проектов актов в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»нормативных, которым, в числе прочего, была расширена предметная область оценки.

Принципиальное новшество такой схемы состояло в том, что ОРВ проводится самим разработчиком на стадии выработки соответствующих решений, а не на стадии их юридико-технического оформления. Схема предполагала последовательное выполнение разработчиком проекта акта трех шагов:

1. Обеспечение «позитивной» вовлеченности заинтересованных сторон за счет начала обсуждения не со стадии готового, уже написанного проекта акта, а со стадии проработки вопроса о наличии проблемы, то есть уведомление заинтересованных сторон ответственным органом исполнительной власти о наличии определенной проблемы, решение которой может предусматривать введение или изменение государственного регулирования.

2. Проработка текста проекта нормативного правового акта с привлечением участников рынка, потребителей, экспертов, иных заинтересованных лиц.

3. Направление доработанного проекта акта с приложением поступивших отзывов, замечаний и предложений, а также соответствующих обоснований в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

У Минэкономразвития России осталась возможность проведения дополнительных публичных консультаций по проекту акта на этапе подготовки заключения об ОРВ, если проект акта содержит положения, имеющие высокую или среднюю степень регулирующего воздействия.

Дифференциация проектов актов по степени регулирующего воздействия (высокой, средней, низкой), в зависимости от которой устанавливается длительность публичных консультаций, стало еще одним новшеством процедуры. 

Механизм проведения ОФВ

Оценка фактического воздействия  представляет собой основанный на фактах анализ того, насколько эффективно НПА в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности достигают поставленных при их принятии целей, в том числе посредством анализа результатов ОРВ проекта акта и того эффекта, который повлекло принятие акта.

Таким образом, основной целью ОФВ является анализ достижения заявленных целей, которые были поставлены при принятии нормативного правового акта, что также позволяет выявить взаимосвязь между целями принятия нормативного правового акта и тем эффектом, который повлекло его принятие.

Процедура ОФВ состоит из следующих этапов: 

1) формирование проекта плана проведения ОФВ нормативных правовых актов, его публичное обсуждение и утверждение подкомиссией по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов при Правительственной комиссии по проведению административной реформы;

2) подготовка отчета об ОФВ нормативного правового акта и его публичное обсуждение; 


3) подготовка заключения Минэкономразвития России об ОФВ нормативного правового акта; 

4) рассмотрение Правительственной комиссии по проведению административной реформы отчета и заключения об ОФВ и принятие решения.

Информатизация ОРВ

К настоящему времени информационное обеспечение института ОРВ включает в себя 5 компонентов.

1. Regulation.gov.ru.

По-прежнему, единым информационным ресурсом для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения является официальный сайт regulation.gov.ru.

2. Единый Интернет-портал об ОРВ orv.gov.ru

Единый Интернет-портал содержащий максимально полную, актуальную и достоверную информацию об оценке регулирующего воздействия как на федеральном, так и на региональном уровне, а также предоставляющий возможность дистанционного обучения и создания базы существующих примеров проведения ОРВ («лучших практик»).

В федеральном разделе сайта содержится значительное количество информационных, справочных, а также обучающих материалов.

Региональный раздел представлен индивидуальными страницами каждого субъекта Российской Федерации, которые администрируют непосредственно его представители. Так, к настоящему моменту в региональном разделе размещены более 2200 новостей, 1257 «лучших практик», 465 анонсов, информация о 89 представителях субъектов Российской Федерации, занимающихся вопросами ОРВ.

3. Типовой региональный портал по ОРВ.

В целях организации и унификации процедуры проведения оценки регулирующего воздействия в отношении проектов региональных НПА Минэкономразвития России был разработан Типовой региональный интернет-портал по ОРВ (региональная версия официального сайта regulation.gov.ru в части процедуры ОРВ) – тиражируемое программное решение, позволяющее организовать все необходимые процедуры, связанные с проведением ОРВ и публичным обсуждением проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Система ориентирована на развертывание во всех субъектах Российской Федерации, что обеспечивает единый состав и настраиваемый порядок проведения процедур ОРВ и публичного обсуждения.

4. Интерактивное приложение Департамента ОРВ.

С 2013 года неотъемлемой частью работы Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России является внутренняя информационная система «Интерактивное приложение», которое было разработано для оптимизации работы в целях администрирования значительного и постоянно увеличивающегося массива заключений об оценке регулирующего воздействия. Система позволяет обобщать и систематизировать работу по подготовке заключений об ОРВ в электронном виде, а также формировать актуальную статистику, связанную с работой по ОРВ.

Информационная система является компонентом, интегрированным с официальным сайтом regulation.gov.ru в части процедуры ОРВ, и отображает все этапы прохождения процедуры, как в зоне ответственности разработчиков проектов (размещение уведомления, текст проекта и сводный отчет, а также сводку предложений по итогам обсуждения), так и закрепленных за Минэкономразвития России (подготовка заключений об ОРВ, при необходимости проведение публичных консультаций).

5. Страница Департамента ОРВ в социальной сети Facebook.

В целях расширения аудитории и подключения к работе максимально широкого круга участников создана страница в социальной сети Facebook, где на регулярной основе размещается актуальная информация о деятельности по оценке регулирующего воздействия.

7 лет = 7 тысяч заключений об ОРВ

За 7 лет подготовлено почти 7 тысяч заключений об ОРВ. В каждом третьем содержится вывод о наличии избыточных и затратных требований для хозяйствующих субъектов и бюджета, издержки на введение которых могли составить только за 2017 год до 5 трлн рублей.

В 2017 году процедура становления института ОРВ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях была завершена в полном объеме. Проведение ОРВ носит систематический характер во всех субъектах Российской Федерации. За 2017 год регионами подготовлено более 7000 заключений об ОРВ, 15% из которых носят отрицательный характер. Обеспечена необходимая методическая поддержка для проведения данной процедуры.

Ключевыми задачами в 2017 г., по мимо завершения становления института ОРВ стали:

Оптимизация проведения отдельных этапов процедуры ОРВ, сокращение общих сроков ее проведения;

Распространение ОРВ на законопроекты, разработанные всеми субъектами законодательной инициативы и принятые Государственной Думой во 2-м чтении;

Организация работы по оценке проектов актов, которые могут оказывать влияние на реализацию дорожных карт Национальной технологической инициативы (НТИ) и проектов НТИ, а также взаимодействие с рабочими группами Аэронет, Нейронет, Хелснет, Маринет, Энерджинет, Автонет;

Организация взаимодействия с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», а также проведение оценки проектов актов с учетом соответствия разработанных решений ранее принятым мерам по улучшению инвестиционного климата; 

Проведение работы по анализу процесса принятия нормативных правовых актов федерального уровня, затрагивающих интересы субъектов Российской Федерации, а также приводящих к возникновению дополнительных расходных обязательств в связи с установлением новых требований.

Перспективные направления

Создание единого платформенного решения (среды взаимодействия)

- проведен анализ практики и структуры нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также системы подготовки проектов нормативных правовых актов;

- разработана концепция создания электронной платформы (среды взаимодействия) разработки проектов нормативных правовых актов, позволяющая перевести нормотворческую деятельность в цифровой формат, интеллектуализировать процесс нормотворчества и обеспечить возможность совместной работы над документами, а также обеспечить полную прослеживаемость и мониторинг данных процессов;

- подготовлены конкретные технические требования по созданию платформенного решения, что в дальнейшем позволит перенести нормотворческую деятельность в «полноценный» цифровой формат.

Систематизация обязательных (неналоговых) платежей, а также закрепление единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей

- совместно с Минфином России подготовлен законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающий нормативное закрепление как самих обязательных (неналоговых) платежей, так и порядок их установления и взимания; 

- проведена инвентаризация и систематизация отдельных обязательных (неналоговых) платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на федеральном уровне.

Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований

- совместно с Минюстом России и предпринимательским сообществом разработан механизм систематической оценки эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных последствий, включая отмену неэффективных и избыточных таких требований;

- проведены анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и оценка эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных;

- обеспечено участие в 19 экспертных рабочих группах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности по видам контроля (надзора) и 6 экспертных рабочих группах по видам предпринимательской деятельности;

- проведен анализ подготовленных предложений экспертных рабочих групп. Рассмотрено более 800 предложений как по пересмотру ОТ, так и корректировке действующего законодательства, часть из которых включена в планы мероприятий по отмене и пересмотру обязательных требований в течение 2017–2018 годов;

- разработаны предложения по применению механизма «регуляторной гильотины» в рамках систематизации, сокращения количества и актуализации обязательных требований.

Международное сотрудничество

- проведена работа по обмену опытом на национальном и наднациональном уровне. Осуществляется взаимодействие с ЕЭК, комитетом по регуляторной политике ОЭСР, в рамках АТЭС и БРИКС;

- в 2017 году на заседании в Вашингтоне опыт нашей страны по проведенным регуляторным реформам высоко оценили эксперты Всемирного банка (два региона России получили международную премию за лучшие практики в области ОРВ).

Консультационная и методическая поддержка

В целях оказания консультационной и методической поддержки в настоящее время действуют адреса электронной почты: dorv@economy.gov.ru1318@economy.gov.ruofv@economy.gov.ru, по которым принимаются обращения и вопросы по ОРВ.

Для оказания консультационной поддержки по вопросам функционирования портала regulation.gov.ru пользователи портала, как эксперты, так и разработчики нормативных правовых актов, имеют возможность обратиться по адресу 1318@economy.gov.ru.

В целях реализации положений постановления № 83 был создан специальный адрес электронной почты ofv@economy.gov.ru, по которому принимаются предложения в проект Плана проведения оценки фактического воздействия (ОФВ) нормативных правовых актов, а также предоставляются разъяснения по процедуре ОФВ.

Электронная почта dorv@economy.gov.ru – это официальный электронный ящик Департамента ОРВ.

Непрерывная техническая поддержка оказывается пользователям порталов regulation.gov.ru и orv.gov.ru.

Общие сведения об оценке регулирующего воздействия

В связи с этим при принятии решения об апробации механизмов оценки регулирующего воздействия и наделении Минэкономразвития России соответствующим полномочием акцент в содержании процедуры был сделан на выявлении в проектах нормативных правовых актов, разработанных федеральными органами исполнительной власти, положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Пройден урок "Общие сведения об оценке регулирующего воздействия"

Для просмотра выполненных тестовых блоков нажмите на номер задания