Топ новостей

Показать все

Главное о регионе

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Экономическое развитие территории напрямую связано с ростом уровня и качества жизни населения. Неотъемлемой составляющей экономического развития является устойчивый экономический рост, в том числе, выраженный в увеличении объемов производства товаров и услуг. Московская область является одним из наиболее экономически развитых регионов России. По ряду показателей Московская область занимает лидирующие места в рейтинге субъектов Российской Федерации. По итогам 2020 года объем валового регионального продукта региона (далее - ВРП) составил 5265,4 млрд. рублей (2-е место в Центральном Федеральном округе), в пересчете на душу населения - 683,8 тыс. рублей. Основу экономики составляет промышленность (23,1% ВРП), торговля (20,3% ВРП), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (16,7% ВРП), деятельность, связанная с предоставлением деловых и финансовых услуг, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также широкий спектр организационных и технических решений, направленных на квалифицированную поддержку в области информационных технологий (7,1% ВРП). По объему отгруженной промышленной продукции Московская область традиционно занимает лидирующие позиции. В 2021 году индекс промышленного производства составил 125,0%, отгружено промышленных товаров на сумму 4600,2 млрд. рублей (4-е место среди субъектов Российской Федерации). В национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Московская область поднялась в 2022 году с 7 места на 3. По итогам 2021 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования вырос в сопоставимой оценке на 2,4% к уровню 2020 года и составил 1144,7 млрд. рублей (2-е место среди субъектов Российской Федерации). В ряд наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности входят особые экономические зоны. По их числу Московская область - лидер среди субъектов Российской Федерации (в регионе 3 зоны промышленно-производственного типа и 2 зоны технико-внедренческого типа). На решение проблемы снижения инвестиционной активности инвесторов, в том числе иностранных, направлено создание и развитие индустриальных парков - организованных промышленных территорий для размещения производств различной отраслевой направленности, позволяющих снижать затраты на общую инфраструктуру и избавляющих от непрофильной деятельности по строительству и обслуживанию коммунальных сетей. Размещая значительное количество крупных, средних и малых производств на универсальных инженерно-подготовленных площадках, индустриальные парки становятся промышленными и экономическими центрами притяжения инвестиций и развития новых территорий. Особое место в социально-экономической сфере и производственно-отраслевой структуре Московской области занимает научная и опытно-конструкторская деятельность. В структуре ВРП региона внутренние затраты на исследования и разработки составляют 3,01%, что превышает среднероссийский уровень в 2,2 раза. Фундаментом научно-технологического развития Подмосковья являются наукограды - муниципальные образования, обладающие высоким научно-техническим потенциалом. Статус «Наукоград Российской Федерации» присвоен 8 муниципальным образованиям Московской области (всего в стране 13 наукоградов). Реализация стратегий социально-экономического развития наукоградов, включая развитие инновационной инфраструктуры, повышение научной и инновационной активности организаций Московской области, формирование механизмов, обеспечивающих поддержку и коммерциализацию научных исследований и разработок, препятствуют оттоку научных кадров. В рамках национальной цели по развитию экономики Российской Федерации и, в частности, Московской области на первый план выходит проблема производительности труда. Рост производительности труда обеспечивает увеличение дохода экономики региона и повышение ее конкурентоспособности, что, в свою очередь, способствует повышению уровня благосостояния граждан. Чем выше производительность труда, тем больше средств идет на финансирование социальных программ и проектов. Ключевое значение в сфере обеспечения занятости населения, организации инновационных производств и бизнес-проектов, вклада в основные экономические показатели имеет малое и среднее предпринимательство (МСП). По итогам 2021 года Московская область занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации по количеству субъектов МСП (131069 единиц), численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и «самозанятых», составляет 1590,9 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, - 4169,6 млрд. рублей. По-прежнему актуальной с точки зрения комплексного и интенсивного развития малого бизнеса в Подмосковье остается проблема ограниченного доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам (сложность получения заемного финансирования и высокая стоимость банковских кредитов). На низком уровне находится доступность производственных площадей в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды. Субъекты МСП традиционно обеспечивают развитие локальных рынков товаров и услуг. Московская область обладает вторым по емкости региональным потребительским рынком в Российской Федерации. По итогам 2021 года оборот розничной торговли в Московской области составил 3267,4 млрд. рублей (2 место среди субъектов Российской Федерации), оборот оптовой торговли вырос на 15% и составил 9996,5 млрд. рублей (3-е место), объем платных услуг населению по сравнению с 2020 годом вырос в сопоставимой оценке на 18,8% (614,6 млрд. рублей, 3 место среди субъектов Российской Федерации), оборот общественного питания составил 134,0 млрд. рублей, что на 26,3% выше, чем в 2020 году. В сфере потребительского рынка и услуг Московской области значимы такие проблемы, как отсутствие правового регулирования дистанционной торговли, потребность в поиске альтернативных поставщиков и выстраивании новых цепочек поставок товаров, недостаточное количество мест для размещения нестационарных торговых объектов, торговых мест на ярмарках и розничных рынках, высокая степень дифференциации муниципальных образований Московской области по уровню обеспеченности предприятиями общественного питания и бытовых услуг, недостаточный уровень государственной поддержки секторов общественного питания и бытовых услуг в Московской области, наличие в регионе сельских населенных пунктов, не имеющих стационарных предприятий общественного питания и бытовых услуг, а также недостаточное количество предприятий общественного питания в формате нестационарных торговых объектов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, санитарным нормам и требованиям.