Экономика
Татарстан – один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района Российской Федерации, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.
Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.
Республика Татарстан, используя 2,2% сельхозугодий России, производит около 5% сельхозпродукции страны.
В структуре валового регионального продукта Татарстана доля промышленности составляет 44,1%, строительства – 8,6%, транспорта и связи – 7,7%, сельского хозяйства – 7,1%.
Промышленный профиль республики определяют нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение.
Доля малого и среднего бизнеса в ВРП Татарстана составляет около 25%.
В Республике Татарстан активно развивается сеть технопарков. Успешно функционируют ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», индустриальная площадка КИП «Мастер», IT-парк, технополис «Химград».
Промышленность
Татарстан обладает высокоразвитым топливно-энергетическим комплексом, машиностроением, химической промышленностью. Рынок сбыта имеет широкий диапазон, продукция предприятий республики реализуется более чем в 100 странах мира.
Основные продукты экспорта республики - сырая нефть, нефтепродукты, грузовые автомобили, продукты органического синтеза, моющие и чистящие средства, приборы и оборудование, автомобильные шины и некоторые другие виды продукции.
В тоже время в Татарстане не производится (или производится в незначительных объемах) целый ряд важных видов промышленной продукции, потребность в которых удовлетворяется за счет ввоза их в республику из областей России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Сельское хозяйство
Татарстан - это также регион высокоинтенсивного сельскохозяйственного производства, в котором используются 4,5 млн. га земли, что составляет 67% всей территории республики. Сельское хозяйство республики удовлетворяет потребности населения в основных продуктах питания.
Ведущими отраслями сельского хозяйства Татарстана являются растениеводство и животноводство.
Республика стоит на втором месте после Краснодарского края по урожайности зерновых культур, а по валовому сбору зерна, производству мяса и молока входит в первую тройку среди регионов Российской Федерации.
ОРВ в Регионе
Процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в
отношении проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых
актов внедрена в Республике Татарстан с 2013 года. Модель проведения
процедуры ОРВ - децентрализованная, Она включает в себя следующие стадии:
1. ОРВ в отношении целесообразности введения нового регулирования
(предварительная оценка вариантов решения определенной проблемы), которая
проводится разработчиком НПА;
2. ОРВ в отношении эффективности проекта НПА с целью выявления положений,
которые вводят избыточные административные и иные ограничения, обязанности,
расходы для социальных групп и противоречат целям регулирования, которая также
проводится разработчиком НПА;
3.Экспертиза проекта НПА членом Экспертного совета, созданного при
Министерстве экономики Республики Татарстан, являющимся специалистом по
конкретной государственной функции;
4. Проведение при необходимости публичных консультаций с представителями
бизнес-организаций, целью деятельности которых является защита и представление
интересов субъектов предпринимательской деятельности.
По итогам проведенной оценки регулирующего воздействия готовится соответствующее заключение. В случае получения отрицательного
заключения по результатам ОРВ, т.е. если в заключении сделан вывод о наличии
положений, вводящих избыточные, необоснованные обязанности, запреты и
ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, об
отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом
регулирования, разработчик акта обязан устранить замечания.
С 1 января 2016 года процедура ОРВ стала обязательной для муниципальных районов, городских округов и внутригородских
территорий, с 2017 года – для всех остальных муниципальных образований.
Процедура оценки регулирующего воздействия в отношении проектов
муниципальных правовых актов внедрена в муниципальном образовании г. Казань с
января 2015 года.
В настоящее время ОРВ внедрено во всех муниципальных образованиях, отвечающих критериям обязательности внедрения ОРВ. Перечень муниципалитетов актуализируется ежегодно.