Топ новостей

Показать все

Главное о регионе

Ненецкий автономный округ

Ненецкий автономный округ

 Практически вся территория Ненецкого автономного округа (176 700 км кв) расположена за полярным кругом. На юго-западе региона регион граничит с Архангельской областью; на юге и юге-востоке – с Республикой Коми; на востоке- с Ямало-Ненецким автономным округом; на севере Ненецкий автономный округ имеет протяженное морское побережье, омываемое водами Белого, Баренцева и Карского морей Северного Ледовитого океана. Климат повсеместно субарктический, на крайнем севере переходящий в арктический, на побережье переходящий в умеренный морской. Зима длится в среднем 220—240 дней, min температура- 48° С, max температура + 34° С.

Ненецкий автономный округ — регион с богатейшим природным потенциалом и развивающейся экономикой. Здесь открыты запасы углеводородного сырья, превосходящие весь ресурсный потенциал Западной Европы. Хорошая изученность месторождений, их компактное расположение и близость к европейским рынкам открывают уникальные перспективы для инвестирования в нефтегазовую отрасль. Согласно программе социально-экономического развития арктической зоны, в округе выделена Ненецкая опорная зона, которая может стать пилотной для всего арктического региона.

Дикая природа, уникальная национальная культура и относительная близость к центральной России делают округ местом притяжения для любителей экстремального туризма и охоты, ценителей этнической экзотики. Это дает возможность для развития туристической отрасли.

К конкурентным преимуществам региона относится богатство биологическими ресурсами. Благодаря суровому климату здесь практикуется крупностадное оленеводство со вторым по величине поголовьем в стране. В регионе сохранились такие редкие и исчезающие виды животных, как белый медведь и морж. Ихтиофауна представлена более 100 видами рыб, в числе которых самое крупное стадо атлантического лосося и промысловые запасы сиговых рыб. А бескрайние болотные угодья становятся родиной для десятков видов редких и исчезающих птиц.

Масштабность и долгосрочные перспективы освоения природных запасов региона, развитие его инфраструктуры — серьезный стимул к притоку новых инвестиций. В регионе непрерывно совершенствуется законодательная и экономическая база, чтобы обеспечить инвесторам режим наибольшего благоприятствования. Отношения с деловыми партнерами строятся на взаимном доверии, четком соблюдении интересов сторон и законодательных норм, максимальной информационной открытости и прозрачности механизмов работы.

Административным центром округа является г. Нарьян-Мар – единственный город на территории округа.

Экономика региона

Производство валового регионального продукта:

Экономика региона носит монопрофильный характер, и основной прирост валового регионального продукта обеспечивает добыча нефти.

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Валовой региональный продукт, всего

166,4

155,8

162,8

174,9

227,19

254,8

276,5

Валовой региональный продукт по виду деятельности добыча полезных ископаемых

130,4

122,6

127,6

129,4

158, 8

190,4

210,4

Валовой региональный продукт, без учета ВРП по виду экономической деятельности, добыча полезных ископаемых

35,9

33,2

35,2

45,4

68.39

64,4

66,1


Промышленность:

Нефтегазовая промышленность

Природно-ресурсный потенциал Ненецкого автономного округа является надежной базой для устойчивого многолетнего крупномасштабного развития производительных сил округа и отличается значительными запасами углеводородного сырья (нефти, природного газа, газового конденсата).

Основной объем добычи обеспечивают 5 крупнейших компаний. В общей сложности добычу нефти и газа, а также геологоразведку на территории региона ведут 27 компаний.

Добыча углеводородов за 10 лет (тыс.тонн)

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

13 628

14 631

18 796

18 129

15 174

13 473

13 251

13 756

14 645

15 735

14 700

Ресурсный потенциал:

Запасы полезных ископаемых

На территории округа открыто 91 месторождение углеводородов. IV место в России по запасам нефти.

Накопленная добыча нефти -   248,537 млн тонн

Накопленная добыча свободного газа - 6,286 млрд м3

Нефть

Нефтегазоконденсат

Газ

Газоконденсант

Газонефть

Месторождений

80

6

1

5

1

Лицензировано

72

6

-

5

1

Оленеводство

 II место в РФ по поголовью оленей

Ненецкий округ входит в первую зону территорий с наиболее устойчивым оленеводство

Поголовье оленей 

177 тыс.голов

Пастбища Ненецкого автономного округа

130 000 км кв


Рыболовство

Основу рыбного хозяйства округа составляют семь рыболовецких колхозов, объединенных в НКО «Ненецкий рыбакколхозсоюз». Организация имеет собственный флот и цех по переработке рыбы мощностью до 200 тонн сырья в год.

Показатели вылова за 2017 год

Всего добыто морепродуктов

14,9 тыс. т

Промышленное производство во внутренних водоемах

455 т

Любительское и спортивное рыболовство

14,4 т

Рыболовство коренных народов Севера

200 кг


ОРВ в регионе

Официально оценка регулирующего воздействия в Ненецком автономном округе начата с 1 января 2014 года. В конце 2013 года была проведена ОРВ двух проектов нормативных правовых актов в целях выявления затруднений, связанных с реализацией порядка проведения ОРВ. Все документы размещены на официальном портале уполномоченного органа по адресу http://dfei.adm-nao.ru/orv.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» законом Ненецкого автономного округа от 07.10.2013 № 98-оз «О внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа «О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа» введена статья 23.1, устанавливающая с 1 января 2014 года порядок и процедуры взаимодействия органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа при подготовке проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа в рамках проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (далее – ОРВ) и экспертизы нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (далее – экспертиза НПА).

Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 02.04.2015 № 78-п «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа и экспертизы действующих нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа и внесении изменений в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 30.10.2013 № 382-п» Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа определен органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченным на внедрение процедуры ОРВ (далее – уполномоченный орган) и утверждено Положение о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа и экспертизы действующих нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.

ОРВ проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и окружного бюджета Ненецкого автономного округа.

ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, инвесторов, граждан), так и бюджетов всех уровней, устранить административные барьеры, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия.

В рамках внедрения процедуры ОРВ уполномоченным органом осуществляется:

контроль за исполнением порядка проведения процедуры ОРВ органами – разработчиками проекта нормативного правового акта Ненецкого автономного округа;

нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение процедуры ОРВ;

контроль качества исполнения процедур и подготовки заключений об ОРВ органами – разработчиками проекта нормативного правового акта Ненецкого автономного округа, включая контроль качества проведения публичных консультаций;

оценка фактического воздействия существующего государственного регулирования;

привлечение бизнес-сообщества к обсуждениям проектов нормативных правовых актов в рамках проведения ОРВ;

заключение Соглашений о взаимодействии при проведении ОРВ между уполномоченным органом и региональными объединениями предпринимателей;

подготовка периодической информации о развитии и результатах процедуры ОРВ в Ненецком автономном округе;

размещение на официальном сайте Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа на странице «Оценка регулирующего воздействия» сведений о проведении ОРВ.

Ненецкий автономный округ

Ненецкий автономный округ относится к районам Крайнего Севера. Климат повсеместно субарктический, на крайнем севере переходящий в арктический: средняя температура января от −3 °C на крайнем севере до −22 °C на юго-востоке, средняя температура июля от +6 °C на севере до +16 °C на юге; количество осадков — около 350 мм в год; многолетняя мерзлота. Ненецкий округ подвержен систематическому вторжению атлантических и арктических воздушных масс. Частая смена воздушных масс — причина постоянной изменчивости погоды. Зимой и осенью преобладают ветра с южной составляющей, а летом — северные и северо-восточные, обусловленные вторжением холодного арктического воздуха на нагретый материк, где атмосферное давление в это время понижено. Температура воздуха в летний период определяется величиной солнечной радиации и потому закономерно повышается с севера на юг. Средняя температура июля в Нарьян-Маре составляет +12° С. В холодную половину года основным фактором температурного режима является перенос тепла с Атлантики, поэтому отчётливо выражено понижение температуры с запада на восток. Средняя температура января в Нарьян-Маре −18° С, зима длится в среднем 220—240 дней. Вся территория округа расположена в зоне избыточного увлажнения. Годовое количество осадков колеблется от 400 мм (на побережьях морей и на арктических островах) до 700 мм. Минимум осадков наблюдается в феврале, максимум — в августе — сентябре. Не менее 30 % осадков выпадает в виде снега, присутствует многолетняя мерзлота.

Ненецкий автономный округ образован 15 июля 1929 года Постановлением Президиума ВЦИК на основе волеизъявления ненецкого народа.

Территория округа составляет 176,7 тыс. кв. км. В ныне существующих границах округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, Республикой Коми и Мезенским районом Архангельской области, с севера граница проходит по побережью Белого, Баренцева и Карского морей, включая прилежащие острова, не отнесенные к юрисдикции Архангельской области. Административным центром округа является г. Нарьян-Мар.

Экономика региона

Производство валового регионального продукта

Экономика региона носит монопрофильный характер, и основной прирост валового регионального продукта обеспечивает добыча нефти.

2011

2012

2013

2014

1 вариант

2 вариант

Валовой региональный продукт, всего

166,4

155,8

162,8

170,2

187,2

Валовой региональный продукт по виду деятельности добыча полезных ископаемых

130,4

122,6

127,6

134,2

140,4

Валовой региональный продукт, без учета ВРП по виду экономической деятельности, добыча полезных ископаемых

35,9

33,2

35,2

36,0

46,8,7

 
В 2013 – 2014 годах по сравнению с 2012 годом прогнозируется незначительный рост физического объема валового регионального продукта 4,5%, что обусловлено стабилизацией цен на нефть, ростом курса доллара, а также незначительным увеличением добычи нефти в округе связанным с прогнозируемым вводом в эксплуатацию месторождений им. Р. Требса и им. А. Титова и выходом на промышленный уровень добычи на месторождении Центрально - Хорейверского поднятия (блоки № 1, 2, 3, 4).

Промышленное производство

По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ненецкому автономному округу (далее – территориальный орган статистики) в 2012 году индекс промышленного производства – агрегированный индекс производства по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составил 89,4% от уровня 2011 года. Снижение индекса производства обусловлено снижением добычи нефти. С 2013 года наблюдается незначительный рост данного показателя на 10,1%, в связи с началом реализации инвестиционных проектов, связанных с добычей нефти.

Добыча полезных ископаемых:

В 2012 году добыча нефти составила 13,5 тыс. тонн, в 2013 году наблюдается незначительное снижение по сравнению с предыдущим годом на 1,5%, что связано с падением объемов добычи у одной из крупнейших компаний, работающих в регионе. В 2014 – 2016 годах объем добычи нефти в регионе возрастет до 15 %, благодаря вводу в промышленную эксплуатацию новых месторождений, а именно в рамках пробной эксплуатации планируется начать добычу нефти на Южно-Торавейском нефтяном месторождении (ООО «НГК «Развитие Регионов»). Также в рамках пробной эксплуатации в 2014 году планируется начать добычу на новых месторождениях ООO«СК «Русвьетпетро» - Северо-Сихорейском, Сюрхаратинском, Урернырдском.

В 2015 году планируется начать добычу нефти на месторождении им. А. Титова.

Природно-ресурсный потенциал Ненецкого автономного округа является надежной базой для устойчивого многолетнего крупномасштабного развития производительных сил округа и отличается значительными запасами углеводородного сырья (нефти, природного газа, газового конденсата).

На территории Ненецкого автономного округа Государственным балансом запасов учтены 89 месторождений углеводородного сырья: 77 месторождений нефтяных, 6 нефтегазоконденсатных, 1 газонефтяное, 4 газоконденсатных.

На 01.10.2013 года на право пользования недрами cцелью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Ненецкого автономного округа действует 101 лицензия, в том числе с целью геологического изучения (НП) - 21 лицензия.

Всего в округе по состоянию на 01.10.2013 года владельцами лицензий являются 27 недропользователей, из них 3 пользователя недр являются владельцами лицензий лишь на право геологического изучения недр. 

Основными нефтедобывающими предприятиями, осуществляющими свою деятельность на территории Ненецкого автономного округа, являются: ОАО «Роснефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Компания Полярное Сияние», АО «Тоталь Разведка Разработка Россия», ООО «Нарьянмарнефтегаз».

Обрабатывающее производство:

Промышленной переработкой сельхозпродукции в округе занимаются четыре предприятия. Переработкой оленины и мяса КРС занимается ОАО «Мясопродукты», молока - ОАО «Вита», ОАО «Ненецкая агропромышленная компания», рыбы - ООО «Аргус».

Основной целью ОАО «Мясопродукты» является обеспечение первичной переработки производимого сельхозтоваропроизводителями Ненецкого автономного округа сырья и производство колбасных изделий и мясных полуфабрикатов для обеспечения ими населения Ненецкого автономного округа. На предприятии работает свыше 180 человек.

Финансово-экономическое состояние предприятия характеризуется, как стабильное.

На предприятии проводится активная работа по расширению ассортимента и улучшению качества выпускаемой продукции, объем реализации, которой из года в год увеличивается. Несмотря на то, что коммерческие организации и предприниматели завозят в округ мясную продукцию других производителей, ОАО «Мясопродукты» не испытывает значительных трудностей по реализации своей продукции благодаря ее высокому качеству и биологической ценности. О признании продукции ОАО «Мясопродукты» свидетельствуют многочисленные награды, получаемые предприятием на межрегиональных и всероссийских конкурсах.

Существующие мощности ОАО «Мясопродукты» могут перерабатывать мясо-оленина в пределах 700 тонн в убойном весе. Исходя из растущего из года в год окружного поголовья оленей, и прогноза развития оленеводства до 2020 года, в дальнейшем предусматривается провести расширение, техническое перевооружение и модернизацию предприятия.

Переработкой молочной продукции занимаются как сельхозтоваропроизводители самостоятельно, так и ОАО «Ненецкая агропромышленная компания», ОАО «Вита». Ассортимент выпускаемой продукции составляет более 20 наименований.

Переработкой и реализацией рыбы в Ненецком автономном округе занимается ООО «Аргус». Ассортимент ООО «Аргус» составляет 39 видов.

Для развития и достижения положительных результатов в рыбодобывающей отрасли органами власти приняты меры по включению в перечень приоритетных проектов Северо-Западного федерального округа инвестиционного проекта «Строительство рыбоводного завода для воспроизводства и восполнения запасов сиговых видов рыб на территории Ненецкого автономного округа. Реализация данного проекта позволит построить новый современный рыбоперерабатывающий комплекс, обеспечить округ качественной и в широком ассортименте рыбной продукцией, создать около 100 новых рабочих мест. В результате строительства рыбоприемных пунктов, завода по производству рыбной муки увеличиться количество добываемой рыбы, будет обеспечена в сельских населённых пунктах занятость на рыбном промысле до 160 человек.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды:

Основными предприятиями, вырабатывающими электроэнергию для нужд региона, являются: ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция», муниципальное предприятие Заполярного района «Севержилкомсервис», электростанции сельхозтоваропроизводителей; предприятиями, вырабатывающими тепловую энергию, являются: Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, искательское муниципальное унитарное предприятие «Посжилкомсервис», предприятие Заполярного района «Севержилкомсервис».

Нефтедобывающие предприятия вырабатывают электрическую и тепловую энергии для собственных нужд.

В 2012 году населением потреблено электроэнергии 40,4 млн. кВт. ч, что ниже чем в 2011 году на 1,0%, прочими потребителями 68,6 млн. кВт.ч, что на 0,6% выше чем в 2011 году. В 2013-2014 годах наблюдается увеличение объемов потребления в среднем на 3,0%.

Строительство

На территории Ненецкого автономного округа реализуется долгосрочная целевая программа Ненецкого автономного округа «Жилище» на 2011-2022 годы», в рамках которой будут достигнуты следующие показатели:

- обеспечено переселение 1,5 тысяч семей и снесено 116,1 тыс. кв. метров жилья, непригодного для проживания, в том числе на первом этапе: переселено 752 семьи (2022 человека) и снесено 69,5 тыс. кв. метров, на втором этапе: переселено 762 семьи (2051 человек) и снесено 46,6 тыс. кв. метров;

- общая площадь построенных (приобретенных) жилых помещений в рамках подпрограммы «Переселение граждан Ненецкого автономного округа из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа» составляет 83,0 тысячи квадратных метров;

- количество семей, улучшивших жилищные условия в рамках подпрограммы «Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения» составляет 3,57 тысяч семей;

- прирост общей площади жилых помещений составляет 185 тысяч квадратных метров или 118,7% к общей площади жилья на начало реализации подпрограммы «Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения»;

- уровень обеспеченности общей площадью жилья на 1 человека составляет 27 квадратных метров или 118% к показателю на начало действия подпрограммы «Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения».

Внешняя торговля

Экспорт товаров в 2013 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2,0% и составляет 4,8 млрд. долларов США, к 2016 году увеличиться до 5,4 млрд. долларов США. При этом практически весь экспорт осуществляется в страны дальнего зарубежья. Рост экспорта напрямую связан с расширением нефтедобычи в округе. Основу экспорта из Ненецкого автономного округа составляет сырая нефть, остальную долю занимает рыба. Подавляющая часть импорта приходится на машины и оборудование, закупаемые нефтедобывающими компаниями для освоения месторождений.

Потребительский рынок

Оборот розничной торговли в 2013 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 4,3% и составляет 6 727,7 млн. рублей, в 2014-2016 годах данный показатель будет возрастать ежегодно в сопоставимых ценах на 4-5 процентов. Это связано и с ростом доходов населения, и с увеличением ассортимента и качества товаров, предлагаемых торгующими организациями. Объем оборота общественного питания в 2013-2016 годах ожидается на уровне 2012 года.

В структуре платных услуг населению преобладают коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта, однако, в прогнозируемый период возрастает доля жилищных и коммунальных услуг. Значительно возрос объем платных услуг учреждений культуры и физической культуры и спорта, что связано с введением в действие новых объектов, в частности, построен новый ледовый дворец, с полной загрузкой используется новый культурно - досуговый центр.


ОРВ в регионе

Официально оценка регулирующего воздействия в Ненецком автономном округе начата с 1 января 2014 года. В конце 2013 года была проведена ОРВ двух проектов нормативных правовых актов в целях выявления затруднений, связанных с реализацией порядка проведения ОРВ. Все документы размещены на официальном портале уполномоченного органа по адресу http://dfei.adm-nao.ru/orv.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» законом Ненецкого автономного округа от 07.10.2013 № 98-оз «О внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа «О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа» введена статья 23.1, устанавливающая с 1 января 2014 года порядок и процедуры взаимодействия органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа при подготовке проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа в рамках проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (далее – ОРВ) и экспертизы нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (далее – экспертиза НПА).

Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30.10.2013 № 382-п «О внедрении процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа и экспертизы НПА действующих нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа» Управление экономического развития Ненецкого автономного округа определено органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченным на внедрение процедуры ОРВ (далее – уполномоченный орган) и утверждено Положение о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа и экспертизы действующих нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.

ОРВ проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и окружного бюджета Ненецкого автономного округа.

ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, инвесторов, граждан), так и бюджетов всех уровней, устранить административные барьеры, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия.

В рамках внедрения процедуры ОРВ уполномоченным органом осуществляется:

контроль за исполнением порядка проведения процедуры ОРВ органами – разработчиками проекта нормативного правового акта Ненецкого автономного округа;

нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение процедуры ОРВ;

контроль качества исполнения процедур и подготовки заключений об ОРВ органами – разработчиками проекта нормативного правового акта Ненецкого автономного округа, включая контроль качества проведения публичных консультаций;

оценка фактического воздействия существующего государственного регулирования;

привлечение бизнес-сообщества к обсуждениям проектов нормативных правовых актов в рамках проведения ОРВ;

заключение Соглашений о взаимодействии при проведении ОРВ между уполномоченным органом и региональными объединениями предпринимателей;

подготовка периодической информации о развитии и результатах процедуры ОРВ в Ненецком автономном округе;

размещение на официальном сайте Управления экономического развития Ненецкого автономного округа на странице «Оценка регулирующего воздействия» сведений о проведении ОРВ.