Ненецкий автономный округ
Практически вся территория Ненецкого автономного округа (176 700 км
кв) расположена за полярным кругом. На юго-западе региона регион граничит с
Архангельской областью; на юге и юге-востоке – с Республикой Коми; на востоке-
с Ямало-Ненецким автономным округом; на севере Ненецкий автономный округ имеет
протяженное морское побережье, омываемое водами Белого, Баренцева и Карского
морей Северного Ледовитого океана. Климат повсеместно субарктический, на
крайнем севере переходящий в арктический, на побережье переходящий в умеренный
морской. Зима длится в среднем 220—240 дней, min температура- 48° С, max температура + 34° С.
Ненецкий автономный округ —
регион с богатейшим природным потенциалом и развивающейся экономикой. Здесь
открыты запасы углеводородного сырья, превосходящие весь ресурсный потенциал
Западной Европы. Хорошая изученность месторождений, их компактное расположение
и близость к европейским рынкам открывают уникальные перспективы для
инвестирования в нефтегазовую отрасль. Согласно программе
социально-экономического развития арктической зоны, в округе выделена Ненецкая
опорная зона, которая может стать пилотной для всего арктического региона.
Дикая природа, уникальная
национальная культура и относительная близость к центральной России делают
округ местом притяжения для любителей экстремального туризма и охоты, ценителей
этнической экзотики. Это дает возможность для развития туристической отрасли.
К конкурентным преимуществам
региона относится богатство биологическими ресурсами. Благодаря суровому
климату здесь практикуется крупностадное оленеводство со вторым по величине поголовьем
в стране. В регионе сохранились такие редкие и исчезающие виды животных, как
белый медведь и морж. Ихтиофауна представлена более 100 видами рыб, в числе
которых самое крупное стадо атлантического лосося и промысловые запасы сиговых
рыб. А бескрайние болотные угодья становятся родиной для десятков видов редких
и исчезающих птиц.
Масштабность и долгосрочные
перспективы освоения природных запасов региона, развитие его инфраструктуры —
серьезный стимул к притоку новых инвестиций. В регионе непрерывно совершенствуется
законодательная и экономическая база, чтобы обеспечить инвесторам режим
наибольшего благоприятствования. Отношения с деловыми партнерами строятся на
взаимном доверии, четком соблюдении интересов сторон и законодательных норм,
максимальной информационной открытости и прозрачности механизмов работы.
Административным центром округа является г. Нарьян-Мар – единственный город на территории округа.
Экономика региона
Производство валового
регионального продукта:
Экономика региона носит
монопрофильный характер, и основной прирост валового регионального продукта
обеспечивает добыча нефти.
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Валовой региональный продукт, всего | 166,4 | 155,8 | 162,8 | 174,9 | 227,19 | 254,8 | 276,5 |
Валовой региональный продукт по виду деятельности добыча полезных
ископаемых | 130,4 | 122,6 | 127,6 | 129,4 | 158, 8 | 190,4 | 210,4 |
Валовой региональный продукт, без учета ВРП по виду экономической
деятельности, добыча полезных ископаемых | 35,9 | 33,2 | 35,2 | 45,4 | 68.39 | 64,4 | 66,1 |
Промышленность:
Нефтегазовая промышленность
Природно-ресурсный потенциал
Ненецкого автономного округа является надежной базой для устойчивого
многолетнего крупномасштабного развития производительных сил округа и
отличается значительными запасами углеводородного сырья (нефти, природного
газа, газового конденсата).
Основной объем добычи
обеспечивают 5 крупнейших компаний. В общей сложности добычу нефти и газа, а
также геологоразведку на территории региона ведут 27 компаний.
Добыча углеводородов за 10 лет (тыс.тонн)
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
13 628 | 14 631 | 18 796 | 18 129 | 15 174 | 13 473 | 13 251 | 13 756 | 14 645 | 15 735 | 14 700 |
Ресурсный
потенциал:
Запасы полезных ископаемых
На
территории округа открыто 91 месторождение углеводородов. IV место в России по
запасам нефти.
Накопленная добыча нефти - 248,537 млн тонн
Накопленная добыча свободного
газа - 6,286 млрд м3
Нефть | Нефтегазоконденсат | Газ | Газоконденсант | Газонефть | |
Месторождений | 80 | 6 | 1 | 5 | 1 |
Лицензировано | 72 | 6 | - | 5 | 1 |
Оленеводство
II место в РФ по поголовью оленей
Ненецкий округ входит в первую зону территорий с наиболее устойчивым
оленеводство
Поголовье оленей | 177 тыс.голов |
Пастбища Ненецкого автономного округа | 130 000 км кв |
Рыболовство
Основу рыбного хозяйства округа
составляют семь рыболовецких колхозов, объединенных в НКО «Ненецкий
рыбакколхозсоюз». Организация имеет собственный флот и цех по переработке
рыбы мощностью до 200 тонн сырья в год.
Показатели вылова за 2017 год | |
Всего добыто морепродуктов | 14,9 тыс. т |
Промышленное производство во внутренних водоемах | 455 т |
Любительское и спортивное рыболовство | 14,4 т |
Рыболовство коренных народов Севера | 200 кг |
ОРВ в регионе
Официально оценка регулирующего
воздействия в Ненецком автономном округе начата с 1 января 2014 года. В конце
2013 года была проведена ОРВ двух проектов нормативных правовых актов в целях
выявления затруднений, связанных с реализацией порядка проведения ОРВ. Все
документы размещены на официальном портале уполномоченного органа по адресу
http://dfei.adm-nao.ru/orv.
В соответствии с Федеральным
законом от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов
нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» законом
Ненецкого автономного округа от 07.10.2013 № 98-оз «О внесении изменений в
закон Ненецкого автономного округа «О нормативных правовых актах Ненецкого
автономного округа» введена статья 23.1, устанавливающая с 1 января 2014 года
порядок и процедуры взаимодействия органов исполнительной власти Ненецкого
автономного округа при подготовке проектов нормативных правовых актов Ненецкого
автономного округа в рамках проведения оценки регулирующего воздействия
проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (далее – ОРВ)
и экспертизы нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (далее –
экспертиза НПА).
Постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа от 02.04.2015 № 78-п «Об утверждении Порядка
проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
Ненецкого автономного округа и экспертизы действующих нормативных правовых
актов Ненецкого автономного округа и внесении изменений в постановление
Администрации Ненецкого автономного округа от 30.10.2013 № 382-п» Департамент
финансов и экономики Ненецкого автономного округа определен органом
исполнительной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченным на внедрение
процедуры ОРВ (далее – уполномоченный орган) и утверждено Положение о
порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных
правовых актов Ненецкого автономного округа и экспертизы действующих
нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.
ОРВ проводится в целях выявления
положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов
предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их
введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных
расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и
окружного бюджета Ненецкого автономного округа.
ОРВ – это набор процедур,
позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки проектов
нормативных правовых актов рассмотреть максимально широкий спектр возможных
регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования
(предпринимателей, инвесторов, граждан), так и бюджетов всех уровней, устранить
административные барьеры, предложить наиболее эффективное решение, а также
оценить его возможные последствия.
В рамках внедрения процедуры ОРВ
уполномоченным органом осуществляется:
контроль за исполнением порядка
проведения процедуры ОРВ органами – разработчиками проекта нормативного
правового акта Ненецкого автономного округа;
нормативно-правовое и информационно-методическое
обеспечение процедуры ОРВ;
контроль качества исполнения
процедур и подготовки заключений об ОРВ органами – разработчиками проекта
нормативного правового акта Ненецкого автономного округа, включая контроль
качества проведения публичных консультаций;
оценка фактического воздействия
существующего государственного регулирования;
привлечение бизнес-сообщества к
обсуждениям проектов нормативных правовых актов в рамках проведения ОРВ;
заключение Соглашений о
взаимодействии при проведении ОРВ между уполномоченным органом и региональными
объединениями предпринимателей;
подготовка периодической
информации о развитии и результатах процедуры ОРВ в Ненецком автономном округе;
размещение на официальном сайте
Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа на странице
«Оценка регулирующего воздействия» сведений о проведении ОРВ.
Ненецкий автономный округ относится к районам Крайнего Севера. Климат повсеместно субарктический, на крайнем севере переходящий в арктический: средняя температура января от −3 °C на крайнем севере до −22 °C на юго-востоке, средняя температура июля от +6 °C на севере до +16 °C на юге; количество осадков — около 350 мм в год; многолетняя мерзлота. Ненецкий округ подвержен систематическому вторжению атлантических и арктических воздушных масс. Частая смена воздушных масс — причина постоянной изменчивости погоды. Зимой и осенью преобладают ветра с южной составляющей, а летом — северные и северо-восточные, обусловленные вторжением холодного арктического воздуха на нагретый материк, где атмосферное давление в это время понижено. Температура воздуха в летний период определяется величиной солнечной радиации и потому закономерно повышается с севера на юг. Средняя температура июля в Нарьян-Маре составляет +12° С. В холодную половину года основным фактором температурного режима является перенос тепла с Атлантики, поэтому отчётливо выражено понижение температуры с запада на восток. Средняя температура января в Нарьян-Маре −18° С, зима длится в среднем 220—240 дней. Вся территория округа расположена в зоне избыточного увлажнения. Годовое количество осадков колеблется от 400 мм (на побережьях морей и на арктических островах) до 700 мм. Минимум осадков наблюдается в феврале, максимум — в августе — сентябре. Не менее 30 % осадков выпадает в виде снега, присутствует многолетняя мерзлота.
Ненецкий автономный округ образован 15 июля 1929 года Постановлением Президиума ВЦИК на основе волеизъявления ненецкого народа.
Территория округа составляет 176,7 тыс. кв. км. В ныне существующих границах округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, Республикой Коми и Мезенским районом Архангельской области, с севера граница проходит по побережью Белого, Баренцева и Карского морей, включая прилежащие острова, не отнесенные к юрисдикции Архангельской области. Административным центром округа является г. Нарьян-Мар.
Производство валового регионального продукта
Экономика региона носит монопрофильный характер, и основной прирост валового регионального продукта обеспечивает добыча нефти.
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
1 вариант | 2 вариант | ||||
Валовой региональный продукт, всего | 166,4 | 155,8 | 162,8 | 170,2 | 187,2 |
Валовой региональный продукт по виду деятельности добыча полезных ископаемых | 130,4 | 122,6 | 127,6 | 134,2 | 140,4 |
Валовой региональный продукт, без учета ВРП по виду экономической деятельности, добыча полезных ископаемых | 35,9 | 33,2 | 35,2 | 36,0 | 46,8,7 |
Промышленное производство
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ненецкому автономному округу (далее – территориальный орган статистики) в 2012 году индекс промышленного производства – агрегированный индекс производства по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составил 89,4% от уровня 2011 года. Снижение индекса производства обусловлено снижением добычи нефти. С 2013 года наблюдается незначительный рост данного показателя на 10,1%, в связи с началом реализации инвестиционных проектов, связанных с добычей нефти.
Добыча полезных ископаемых:
В 2012 году добыча нефти составила 13,5 тыс. тонн, в 2013 году наблюдается незначительное снижение по сравнению с предыдущим годом на 1,5%, что связано с падением объемов добычи у одной из крупнейших компаний, работающих в регионе. В 2014 – 2016 годах объем добычи нефти в регионе возрастет до 15 %, благодаря вводу в промышленную эксплуатацию новых месторождений, а именно в рамках пробной эксплуатации планируется начать добычу нефти на Южно-Торавейском нефтяном месторождении (ООО «НГК «Развитие Регионов»). Также в рамках пробной эксплуатации в 2014 году планируется начать добычу на новых месторождениях ООO«СК «Русвьетпетро» - Северо-Сихорейском, Сюрхаратинском, Урернырдском.
В 2015 году планируется начать добычу нефти на месторождении им. А. Титова.
Природно-ресурсный потенциал Ненецкого автономного округа является надежной базой для устойчивого многолетнего крупномасштабного развития производительных сил округа и отличается значительными запасами углеводородного сырья (нефти, природного газа, газового конденсата).
На территории Ненецкого автономного округа Государственным балансом запасов учтены 89 месторождений углеводородного сырья: 77 месторождений нефтяных, 6 нефтегазоконденсатных, 1 газонефтяное, 4 газоконденсатных.
На 01.10.2013 года на право пользования недрами cцелью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Ненецкого автономного округа действует 101 лицензия, в том числе с целью геологического изучения (НП) - 21 лицензия.
Всего в округе по состоянию на 01.10.2013 года владельцами лицензий являются 27 недропользователей, из них 3 пользователя недр являются владельцами лицензий лишь на право геологического изучения недр.
Основными нефтедобывающими предприятиями, осуществляющими свою деятельность на территории Ненецкого автономного округа, являются: ОАО «Роснефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Компания Полярное Сияние», АО «Тоталь Разведка Разработка Россия», ООО «Нарьянмарнефтегаз».
Обрабатывающее производство:
Промышленной переработкой сельхозпродукции в округе занимаются четыре предприятия. Переработкой оленины и мяса КРС занимается ОАО «Мясопродукты», молока - ОАО «Вита», ОАО «Ненецкая агропромышленная компания», рыбы - ООО «Аргус».
Основной целью ОАО «Мясопродукты» является обеспечение первичной переработки производимого сельхозтоваропроизводителями Ненецкого автономного округа сырья и производство колбасных изделий и мясных полуфабрикатов для обеспечения ими населения Ненецкого автономного округа. На предприятии работает свыше 180 человек.
Финансово-экономическое состояние предприятия характеризуется, как стабильное.
На предприятии проводится активная работа по расширению ассортимента и улучшению качества выпускаемой продукции, объем реализации, которой из года в год увеличивается. Несмотря на то, что коммерческие организации и предприниматели завозят в округ мясную продукцию других производителей, ОАО «Мясопродукты» не испытывает значительных трудностей по реализации своей продукции благодаря ее высокому качеству и биологической ценности. О признании продукции ОАО «Мясопродукты» свидетельствуют многочисленные награды, получаемые предприятием на межрегиональных и всероссийских конкурсах.
Существующие мощности ОАО «Мясопродукты» могут перерабатывать мясо-оленина в пределах 700 тонн в убойном весе. Исходя из растущего из года в год окружного поголовья оленей, и прогноза развития оленеводства до 2020 года, в дальнейшем предусматривается провести расширение, техническое перевооружение и модернизацию предприятия.
Переработкой молочной продукции занимаются как сельхозтоваропроизводители самостоятельно, так и ОАО «Ненецкая агропромышленная компания», ОАО «Вита». Ассортимент выпускаемой продукции составляет более 20 наименований.
Переработкой и реализацией рыбы в Ненецком автономном округе занимается ООО «Аргус». Ассортимент ООО «Аргус» составляет 39 видов.
Для развития и достижения положительных результатов в рыбодобывающей отрасли органами власти приняты меры по включению в перечень приоритетных проектов Северо-Западного федерального округа инвестиционного проекта «Строительство рыбоводного завода для воспроизводства и восполнения запасов сиговых видов рыб на территории Ненецкого автономного округа. Реализация данного проекта позволит построить новый современный рыбоперерабатывающий комплекс, обеспечить округ качественной и в широком ассортименте рыбной продукцией, создать около 100 новых рабочих мест. В результате строительства рыбоприемных пунктов, завода по производству рыбной муки увеличиться количество добываемой рыбы, будет обеспечена в сельских населённых пунктах занятость на рыбном промысле до 160 человек.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды:
Основными предприятиями, вырабатывающими электроэнергию для нужд региона, являются: ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция», муниципальное предприятие Заполярного района «Севержилкомсервис», электростанции сельхозтоваропроизводителей; предприятиями, вырабатывающими тепловую энергию, являются: Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, искательское муниципальное унитарное предприятие «Посжилкомсервис», предприятие Заполярного района «Севержилкомсервис».
Нефтедобывающие предприятия вырабатывают электрическую и тепловую энергии для собственных нужд.
В 2012 году населением потреблено электроэнергии 40,4 млн. кВт. ч, что ниже чем в 2011 году на 1,0%, прочими потребителями 68,6 млн. кВт.ч, что на 0,6% выше чем в 2011 году. В 2013-2014 годах наблюдается увеличение объемов потребления в среднем на 3,0%.
Строительство
На территории Ненецкого автономного округа реализуется долгосрочная целевая программа Ненецкого автономного округа «Жилище» на 2011-2022 годы», в рамках которой будут достигнуты следующие показатели:
- обеспечено переселение 1,5 тысяч семей и снесено 116,1 тыс. кв. метров жилья, непригодного для проживания, в том числе на первом этапе: переселено 752 семьи (2022 человека) и снесено 69,5 тыс. кв. метров, на втором этапе: переселено 762 семьи (2051 человек) и снесено 46,6 тыс. кв. метров;
- общая площадь построенных (приобретенных) жилых помещений в рамках подпрограммы «Переселение граждан Ненецкого автономного округа из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа» составляет 83,0 тысячи квадратных метров;
- количество семей, улучшивших жилищные условия в рамках подпрограммы «Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения» составляет 3,57 тысяч семей;
- прирост общей площади жилых помещений составляет 185 тысяч квадратных метров или 118,7% к общей площади жилья на начало реализации подпрограммы «Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения»;
- уровень обеспеченности общей площадью жилья на 1 человека составляет 27 квадратных метров или 118% к показателю на начало действия подпрограммы «Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения».
Внешняя торговля
Экспорт товаров в 2013 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2,0% и составляет 4,8 млрд. долларов США, к 2016 году увеличиться до 5,4 млрд. долларов США. При этом практически весь экспорт осуществляется в страны дальнего зарубежья. Рост экспорта напрямую связан с расширением нефтедобычи в округе. Основу экспорта из Ненецкого автономного округа составляет сырая нефть, остальную долю занимает рыба. Подавляющая часть импорта приходится на машины и оборудование, закупаемые нефтедобывающими компаниями для освоения месторождений.
Потребительский рынок
Оборот розничной торговли в 2013 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 4,3% и составляет 6 727,7 млн. рублей, в 2014-2016 годах данный показатель будет возрастать ежегодно в сопоставимых ценах на 4-5 процентов. Это связано и с ростом доходов населения, и с увеличением ассортимента и качества товаров, предлагаемых торгующими организациями. Объем оборота общественного питания в 2013-2016 годах ожидается на уровне 2012 года.
В структуре платных услуг населению преобладают коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта, однако, в прогнозируемый период возрастает доля жилищных и коммунальных услуг. Значительно возрос объем платных услуг учреждений культуры и физической культуры и спорта, что связано с введением в действие новых объектов, в частности, построен новый ледовый дворец, с полной загрузкой используется новый культурно - досуговый центр.
Официально оценка регулирующего воздействия в Ненецком автономном округе начата с 1 января 2014 года. В конце 2013 года была проведена ОРВ двух проектов нормативных правовых актов в целях выявления затруднений, связанных с реализацией порядка проведения ОРВ. Все документы размещены на официальном портале уполномоченного органа по адресу http://dfei.adm-nao.ru/orv.
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» законом Ненецкого автономного округа от 07.10.2013 № 98-оз «О внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа «О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа» введена статья 23.1, устанавливающая с 1 января 2014 года порядок и процедуры взаимодействия органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа при подготовке проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа в рамках проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (далее – ОРВ) и экспертизы нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (далее – экспертиза НПА).
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30.10.2013 № 382-п «О внедрении процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа и экспертизы НПА действующих нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа» Управление экономического развития Ненецкого автономного округа определено органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченным на внедрение процедуры ОРВ (далее – уполномоченный орган) и утверждено Положение о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа и экспертизы действующих нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.
ОРВ проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и окружного бюджета Ненецкого автономного округа.
ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, инвесторов, граждан), так и бюджетов всех уровней, устранить административные барьеры, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия.
В рамках внедрения процедуры ОРВ уполномоченным органом осуществляется:
контроль за исполнением порядка проведения процедуры ОРВ органами – разработчиками проекта нормативного правового акта Ненецкого автономного округа;
нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение процедуры ОРВ;
контроль качества исполнения процедур и подготовки заключений об ОРВ органами – разработчиками проекта нормативного правового акта Ненецкого автономного округа, включая контроль качества проведения публичных консультаций;
оценка фактического воздействия существующего государственного регулирования;
привлечение бизнес-сообщества к обсуждениям проектов нормативных правовых актов в рамках проведения ОРВ;
заключение Соглашений о взаимодействии при проведении ОРВ между уполномоченным органом и региональными объединениями предпринимателей;
подготовка периодической информации о развитии и результатах процедуры ОРВ в Ненецком автономном округе;
размещение на официальном сайте Управления экономического развития Ненецкого автономного округа на странице «Оценка регулирующего воздействия» сведений о проведении ОРВ.