Топ новостей

Показать все

Главное о регионе

Амурская область

Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации и входит в состав Дальневосточного федерального округа. Граничит на юге с Китаем, на западе – с Забайкальским краем, на севере – с Якутией и на востоке – с Еврейской автономной областью и Хабаровским краем. Площадь территории Амурской области – 361,9 тыс. кв. км. Административный центр – город Благовещенск. На 01.01.2024 в состав Амурской области входят 7 муниципальных районов, 13 муниципальных округов, 9 городских округов,в.т.ч. 1 административный центр субъекта Российской Федерации. Численность населения на 01.01.2023 – 756,2 тыс. человек. Амурская область учреждена 8 (20) декабря 1858 года.

Экономика
   Экономика Амурской области представляет собой многоотраслевое хозяйство, включающее такие виды деятельности, как сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование и т. д.
Численность постоянного населения Амурской области на 01 января 2022 года составила 772,5 тыс. человек. За 2021 год численность населения сократилась на 9,3 тыс. человек, или на 1,2 %.
    Объем валового регионального продукта (далее – ВРП)в 2020 году составил 449,1 млрд. рублей, или 101,5 % в сопоставимой оценке к уровню 2019 года. Структура ВРП области не изменилась. По-прежнему доминирующую позицию занимает промышленное производство – 24 % ВРП. На строительство приходится 16 %, на транспортировку и хранение ‒ 10 %, деятельность по операциям с недвижимостью – 10 %, торговлю оптовую и розничную, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов ‒ 9 %, государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение ‒ 7 %, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг ‒ 6 %, сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство ‒ 5 %, образование ‒ 4 %, деятельность профессиональную, научную и техническую ‒ 3 %, на иные виды деятельности ‒ 6 %. В 2021 году, по оценке, ВРП увеличится до 484,3 млрд. рублей. К концу 2022 года ВРП составит 536,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2021 года на 0,2 %. Рост обеспечат перспективные для региона направления деятельности: обрабатывающие производства (стабильный рост производства пищевых продуктов, выход на полную мощность АГПЗ); обеспечение электрической энергией, газом и паром; транспортировка и хранение (модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, ввод в эксплуатацию трансграничного мостового перехода в районе городов Благовещенск (РФ) – Хэйхэ (КНР) и прилегающего к нему транспортно-логистического комплекса, реконструкция аэропортов «Игнатьево», «Зея», «Тында»).

   Наличие большого гидропотенциала предопределило развитие энергетики в Амурской области. Гидротехнические ресурсы в пределах 70% от ресурсов юга Дальнего Востока и имеющиеся ГЭС делают регион весьма перспективным для размещения в регионе крупных энергоемких проектов. Основу энергосистемы составляют гидроэлектростанции: филиалы ПАО «РусГидро» – Зейская и Бурейская ГЭС, АО «Нижне-Бурейская ГЭС» и теплоэлектростанции: филиал АО «Дальневосточная генерирующая компания» «Амурская генерация» и Свободненская ТЭС. 
    Создание космической отрасли в области определено строительством космодрома «Восточный», ориентированного на использование современных технологий, интеграцию космической деятельности с региональной промышленностью, наукой и образованием.
    Амурская область – аграрный регион. Сельхозтоваропроизводителями всех категорий хозяйств области в 2021 году произведено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 66,4 млрд. рублей, или 109,2 % в сопоставимой оценке к предыдущему году (в том числе растениеводство – 115,2 %, животноводство – 94,9 %). По оценке, в 2022 году ожидается получить продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на сумму 82,9 млрд. рублей, индекс производства – 106,6 % (в том числе растениеводство – 109,0 %, животноводство – 98,2 % (осуществление мероприятий по оздоровлению крупного рогатого скота от лейкоза в хозяйствах всех категорий). Рост индекса обеспечит растениеводство за счет увеличения посевных площадей и повышения урожайности сои, зерновых культур, овощей.   

   В 2021 году объем инвестиций в основной капитал составил 382,1 млрд. рублей, или 102,6 % в сопоставимой оценке к уровню 2020 года, за счет реализации крупных инвестиционных проектов: АГПЗ, АГХК, мостового перехода через р. Зея, космодрома «Восточный», реконструкции Восточного полигона Байкало-Амурской магистрали. В распределении инвестиций по видам экономической деятельности наибольший удельный вес занимают «Обрабатывающие производства» ‒      70 %, на втором месте ‒ «Транспортировка и хранение» ‒ 15 %, на третьем ‒ «Обеспечение электрической энергией, газом, паром» ‒ 4 %.

С целью развития экономики Амурской области активно используется механизм созданий территорий опережающего социально-экономического развития, которые формируют благоприятные условия для привлечения инвестиций и ведения предпринимательской деятельности, развития новых высокотехнологических производств.
   В реестре субъектов МСП за 2021 год зарегистрировано 25,9 тыс. единиц субъектов МСП, что на 230 единиц меньше, чем за 2020 год, что связано с переходом организаций и ИП на новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан (2021 год ‒ 12,1 тыс. единиц, что в 3,6 раза больше уровня 2020 года). В отраслевой структуре МСП Амурской области преобладают следующие сферы: торговля (30,6 %), строительство (9,8 %), транспортировка и хранение (8,3 %), деятельность профессиональная научная и техническая (5,7 %), сельское хозяйство (4,8 %). На долю малого бизнеса приходится порядка 22,0 % ВРП области. В рамках реализации национального проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» созданы и функционируют организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: НО «Фонд содействия кредитованию субъектов МСП Амурской области», Центр кластерного развития, Центр поддержки предпринимательства, Центр поддержки экспорта, АНО «Центр кредитной поддержки предпринимательства Амурской области», НО «Фонд развития Амурской области». 

Оценка регулирующего воздействия в регионе

Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Амурской области и экспертиза нормативных правовых актов Амурской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (ОРВ) в Амурской области осуществляется с 2014 года.

 В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 20.08.2015  № 394 «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Амурской области и экспертизе нормативных правовых актов Амурской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» работу по нормативному обеспечению проведения ОРВ на региональном уровне осуществляет министерство экономического развития и внешних связей Амурской области.

Порядком предусмотрено: оценку принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих сферу государственного регулирования предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности осуществляет Разработчик регионального правового акта - орган государственной власти Амурской области; заключение на оценку готовит министерство экономического развития и внешних связей Амурской области.

Порядком определена процедура проведения публичных консультаций - обсуждение с лицами, интересы которых затрагиваются проектом нормативного акта в ходе ОРВ. В этих целях создана рабочая группа из представителей предпринимательского и делового сообщества, заключено Соглашение о сотрудничестве при проведении ОРВ с общественными организациями и объединениями, в том числе с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Амурской области.

Информация по ОРВ, проводимой на региональном уровне размещается на официальном портале Правительства Амурской области:https://or28.amurobl.ru/otsenka-reguliruyushchego-vozdeystviya-or/.

Внедрение процедур ОРВ  в муниципальных образованиях Амурской области осуществляется в соответствии с Законом Амурской области от 19.12.2014 г. № 460-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов».