Топ новостей

Показать все

Главное о регионе

Краснодарский край

Краснодарский край входит в Южный Федеральный округ и занимает по численности населения 3 место в стране – в крае проживает свыше пяти с половиной миллионов человек, в том числе более 53% – в городах и около 47% – в сельской местности. Основанный казаками в 1793 году административный центр Краснодарского края – город Краснодар (до 1920 года Екатеринодар) – является крупнейшим промышленным, транспортным, торговым, научным и культурным центром Юга России. Численность постоянного населения по данным органов статистики на 1 января 2022 года – свыше 1 121 тысяч человек. Город занимает выгодное экономико-географическое положение в Южном федеральном округе, расположен на важнейших транспортных магистралях, связывающих центр России с портами Черного и Азовского морей, а также курортами черноморского побережья Кавказа.

Регуляторная политика региона

Краснодарский край активно развивает данное направление, внедряя и развивая лучшие практики, и демонстрирует стабильно высокий результат – лидирует в региональном рейтинге в сфере регуляторной политики, проводимой Минэкономразвития России. 

Уполномоченным (координирующим) органом в данной сфере является департамент развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края. 

В Краснодарском крае внедрен региональный интернет-портал для публичного обсуждения нормативных правовых актов и их проектов (regulation.krasnodar.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Применение инструментов анализа качества государственного управления в регионе способствуют развитию предпринимательства, предоставляя реальную возможность бизнесу участвовать в процессе нормотворчества путем направления обоснованных замечаний и предложений по нормативным правовым актам (их проектам). 

Общие результаты проводимой работы показывают устойчивую динамику изменения подходов краевых органов государственной власти к нормотворчеству: повышается качество прорабатываемых инициатив, вовлекается все большее количество экспертов. 

Инструменты анализа качества государственного управления в регионе 

Оценка регулирующего воздействия 

В 2013 году Краснодарский край вошел в число пилотных регионов, внедривших процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ), в ходе которой анализируются проекты нормативных правовых актов с целью выявления в них избыточных обязанностей, запретов, ограничений для предпринимателей, выявления необоснованных расходов, как для бизнеса, так и для бюджета. 

На Кубани внедрена смешанная модель процедуры ОРВ, которая предполагает обязательное проведение публичных консультаций органами-разработчиками проектов и дополнительных публичных консультаций уполномоченным органом. Исключение составляют проекты законодательного (представительного) органа, публичные консультации по которым проводятся уполномоченным органом. 

Публичные консультации в рамках ОРВ проводятся путем размещения проекта НПА на региональном интернет-портале regulation.krasnodar.ru, а также путем его направления в общественные организации или потенциальным адресатам правового регулирования. Возможно получение позиции заинтересованных лиц посредством проведения совещаний и опросов. 

Уполномоченным органом заключено 11 соглашений о взаимодействии в рамках ОРВ с крупнейшими краевыми общественными организациями, представляющими интересы бизнеса, Уполномоченным по защите прав предпринимателей Краснодарского края, Общественной палатой Краснодарского края. 

В крае нормативно закреплено обязательное наличие заключения об ОРВ для проектов НПА, относящихся к соответствующей предметной области, а также процедура урегулирования разногласий, выявленных в ходе проведения ОРВ. 

Благодаря ОРВ, бизнесу и бюджету Краснодарского края удалось не допустить необоснованные издержки, которые могли появиться вследствие принятия непродуманных нормативных правовых актов. 

Экспертиза нормативных правовых актов 

С 2014 года в крае внедрена экспертиза действующих нормативных правовых актов, содержащих обязанности для бизнеса, – «ретроспективная оценка», которая призвана подтвердить эффективность их принятия, выявить и устранить положения, затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. 

Экспертиза осуществляется в соответствии с планом, который формируется на основании предложений, поступивших в уполномоченный орган от представителей органов публичной власти, бизнеса и общественности. 

Уполномоченным органом заключено 11 соглашений о взаимодействии в рамках экспертизы с крупнейшими краевыми общественными организациями, представляющими интересы бизнеса, Уполномоченным по защите прав предпринимателей Краснодарского края, Общественной палатой Краснодарского края. 

Консультативный совет 

В 2013 году в целях повышения эффективности института ОРВ и вовлечения организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества, к участию в процедурах ОРВ и экспертизы создан постоянно действующий Консультативный совет по оценке регулирующего воздействия и экспертизе нормативных правовых актов Краснодарского края при департаменте развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, в состав которого вошли представители общественности и бизнеса, с которыми заключены соглашения о взаимодействии в рамках указанных процедур. Заседания Консультативного совета проводятся два раза в год.

Порядок установления обязательных требований

В 2021 году в развитие Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» принят Закон Краснодарского края от 22 июля 2021 г. № 4525-КЗ «О порядке установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Краснодарского края», предусматривающий положения, определяющие: 

действие обязательных требований (срок действия нормативных правовых актов исполнительных органов Краснодарского края, который не может превышать шесть лет со дня вступления в силу, за исключением случаев, установленных законом Краснодарского края или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Губернатора Краснодарского края); 

условия установления обязательных требований (в том числе отлагательный срок вступления в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования); 

проведение ОРВ проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования; 

цели и основные этапы процедуры оценки применения обязательных требований (в том числе утверждение: порядков оценки применения обязательных требований и оценки фактического воздействия, порядка формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований; положения о краевой межведомственной комиссией по проведению оценки применения обязательных требований и ее составе; формы доклада о достижении целей введения обязательных требований и требований к его содержанию); 

порядок официальных разъяснений обязательных требований.

Обязательные требования – это требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. 

Законом Краснодарского края от 21 февраля 2023 г. № 4860-КЗ «О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона Краснодарского края «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» внесены изменения в Закон Краснодарского края от 31 декабря 2003 года № 656-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края», согласно которым особо охраняемые природные территории регионального значения создаются без ограничения срока действия. 

Оценка применения обязательных требований, в том числе оценка фактического воздействия 

В 2022 году внедрены процедуры оценки применения обязательных требований (ОПОТ) и оценки фактического воздействия (ОФВ), предполагающие «ретроспективный анализ» нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования для бизнеса. 

ОПОТ и ОФВ осуществляются в соответствии с планом, который формируется на основании предложений, поступивших в уполномоченный орган от представителей органов публичной власти, бизнеса и общественности. В случае если количество нормативных правовых актов, планируемых к включению в план в одной сфере общественных отношений, составляет менее 10, координирующим органом принимается решение о проведении ОПОТ в форме ОФВ. 

ОПОТ – процедура, направленная на обеспечение «регуляторного цикла» обязательных требований путем их регулярной инвентаризации (с учетом сроков действия нормативных правовых актов), проводимая одновременно по 10 и более нормативным правовым актам в одной сфере регулирования, требующая формирования регулятором доклада о достижении целей введения обязательных требований. 

Целями ОПОТ являются комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований. 

ОФВ – процедура, направленная на обеспечение «регуляторного цикла» обязательных требований путем их регулярной инвентаризации (с учетом сроков действия нормативных правовых актов), проводимая по конкретному нормативному правовому акту в одной сфере регулирования, требующая формирования регулятором отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта. 

Ее целями являются оценка достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчете о проведении ОРВ проекта нормативного правового акта, определение и оценка фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований, выявление в нормативных правовых актах положений, содержащих избыточные обязательные требования для бизнеса, оценка на соответствие принципам и условиям установления и оценки применения обязательных требований. 

Данные процедуры предполагают проведение публичного обсуждения и активное взаимодействие с представителями органов власти, предпринимательского и научного сообщества. Заключения по результатам их проведения подготавливаются координирующим органом. 

Краевая межведомственная комиссия по проведению оценки применения обязательных требований 

В 2022 году создана постоянно действующая Краевая межведомственная комиссия по проведению оценки применения обязательных требований, в состав которой вошли руководители органов власти, осуществляющих нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, представители общественности и бизнеса.

Основные задачи комиссии:

обеспечение согласованных действий регуляторов, а также взаимодействие с заинтересованными организациями и общественными объединениями при установлении и оценке применения обязательных требований;

выработка решений по вопросам ограничения вмешательства органов государственной власти Краснодарского края в экономическую деятельность субъектов предпринимательства и прекращения избыточного государственного регулирования, в том числе исключение избыточных полномочий уполномоченных органов, избыточных и устаревших обязательных требований;

принятие решений по итогам рассмотрения проекта плана проведения оценки применения обязательных требований, доклада о достижении целей введения обязательных требований, отчета об оценке фактического воздействия нормативных правовых актов, заключения об оценке фактического воздействия нормативных правовых актов.

Реестр обязательных требований 

В 2022 году принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 марта 2022 г. № 141 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований Краснодарского края». 

В соответствии с установленным порядком департамент развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края является оператором реестра, а уполномоченными органами на ведение реестра являются органы исполнительной власти Краснодарского края, структурные подразделения администрации Краснодарского края, осуществляющие нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений. 

Уполномоченные органы отдельно по каждому виду государственного контроля (надзора), административного правонарушения, лицензирования и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы: 

определяют ответственных за формирование, ведение и актуализацию реестров обязательных требований; 

актуализируют перечни нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования; 

выделяют из текстов нормативных правовых актов, включенных в данные перечни обязательные требования; 

формируют, утверждают и размещают на своих официальных сайтах реестры обязательных требований. 

Оператор реестра в специализированном разделе официального сайта размещает активные ссылки на специализированные разделы официальных сайтов уполномоченных органов, в которых размещены утвержденные реестры. 

Ведение реестра обязательных требований упрощает информирование бизнеса об обязательных требованиях, задачу по их соблюдению и контроль за их соблюдением, а также позволяет проводить их анализ в целях формирования плана ОПОТ (ОФВ). 

С 2022 года Краснодарский край участвует в «пилотном проекте» по эксплуатации регионального сегмента ФГИС «Реестр обязательных требований». В «пилотный проект» вошли 14 видов регионального государственного контроля (надзора), осуществляемых 9 органами, которые выступают регуляторами на региональном уровне.

Методическое обеспечение муниципальных образований 

В 2014 году принят Закон от 23 июля 2014 года № 3014-КЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов», согласно которому с 2015 года к проведению ОРВ и экспертизы приступили в административном центре края – городе Краснодаре, а с 1 января 2016 года – все муниципальные районы и городские округа края. Для иных муниципальных образований предусмотрен альтернативный порядок проведения ОРВ. 

В 2022 году в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанный краевой закон дополнен положениями о проведении ОПОТ на муниципальном уровне. 

Методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ, экспертизы и ОПОТ на муниципальном уровне осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края – департаментом развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, который:

осуществляет консультационную поддержку муниципальных образований Краснодарского края, проводит обучающие мероприятия, подготавливает ежеквартальные обзоры проведения процедур ОРВ, оценки применения и экспертизы в муниципальных образованиях Краснодарского края, формирует ежегодный Рейтинг качества проведения ОРВ, оценки применения и экспертизы в муниципальных образованиях Краснодарского края. 

Участие в ОРВ федеральных инициатив

С 2018 года органы государственной власти и администрации муниципальных образований Краснодарского края подключены к обсуждению федеральных инициатив, включая регионально значимые проекты федеральных НПА.

На официальном сайте regulation.gov.ru создана учетная запись Краснодарского края, посредством которой возможно направление официальной позиции региона по указанным проектам. Ответственным за взаимодействие с Минэкономразвития России от имени Краснодарского края по данному направлению определен департамент развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, которым ведется работа по обеспечению участия краевых органов государственной власти в обсуждении федеральных инициатив и регионально значимых проектов федеральных НПА, которыми устанавливаются или изменяются требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, в целях выявления в них положений, способствующих возникновению дополнительных расходов либо снижению доходов региональных и (или) местных бюджетов.