Главное о регионе

Краснодарский край

Краснодарский край входит в Южный Федеральный округ и занимает по численности населения 3 место в стране – в крае проживает свыше пяти с половиной миллионов человек, в том числе более 53 % – в городах и около 47 % – в сельской местности. Основанный казаками в 1793 году административный центр Краснодарского края – город Краснодар (до 1920 года Екатеринодар) – является крупнейшим промышленным, транспортным, торговым, научным и культурным центром Юга России. Численность постоянного населения по данным органов статистики на 1 января 2015 года – почти 918 тысяч человек, или 16,8 процентов населения края. Город занимает выгодное экономико-географическое положение в Южном федеральном округе, расположен на важнейших транспортных магистралях, связывающих центр России с портами Черного и Азовского морей, а также курортами черноморского побережья Кавказа.

ОРВ в регионе

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) или «умное регулирование» – это процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативных правовых актов (далее – проекты НПА) с целью выявления в них избыточных обязанностей, запретов, ограничений для предпринимателей, выявления необоснованных расходов, как для бизнеса, так и для бюджета. 

С 2013 года Краснодарский край вошел в число пилотных регионов, внедривших процедуру ОРВ, и на протяжении семи лет демонстрирует определенные успехи в развитии этого института, удерживая высокие позиции в Рейтинге качества осуществления ОРВ и экспертизы в субъектах Российской Федерации, формируемом Минэкономразвития России: за 2013 год – 2 место; 2014 год – 3 место, 2015 год – 3 место; 2016 год – 4 место; 2017 год – 2 место, 2018 год – 1 место, 2019 год – 1 место.

Уполномоченным органом за подготовку заключений об ОРВ является департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. 

За 7 лет в рамках ОРВ рассмотрено более 1 100 проектов, подготовлено порядка 900 заключений, из которых 30 % – отрицательные, то есть каждый третий проект был доработан с учетом интересов бизнеса. Благодаря ОРВ, бизнесу и краевому бюджету удалось сэкономить миллиарды рублей, не допустив издержки, которые могли появиться вследствие принятия непродуманных нормативных актов. 

Важным элементом процедуры ОРВ является проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами (потенциальными адресатами регулирования, общественными организациями, представляющими интересы бизнеса, научно-экспертным сообществом), которое позволяет выявить позиции заинтересованных сторон, сделать процесс рассмотрения интересов всех затрагиваемых новым регулированием групп прозрачным, обеспечить свободное заявление и возможность учета данных интересов. 

Внедренная в крае смешанная модель процедуры ОРВ предполагает обязательное проведение публичных консультаций, как органами-разработчиками проектов, так и уполномоченным органом, за исключением проектов Законодательного Собрания края, публичные консультации по которым проводятся уполномоченным органом. 

Публичные консультации проводятся путем размещения проекта на региональном портале regulation.krasnodar.ru, а также путем его направления в общественные организации или потенциальным адресатам правового регулирования. Возможно получение позиции заинтересованных лиц посредством проведения совещаний и опросов. 

Уполномоченным органом заключено 11 соглашений о взаимодействии в рамках ОРВ и экспертизы с крупнейшими краевыми общественными организациями, представляющими интересы бизнеса, Уполномоченным по защите прав предпринимателей Краснодарского края, Общественной палатой. 

За 7 лет проведения ОРВ поступило более 8000 позиций общественности и 1300 замечаний (предложений) по проектам, из которых большая часть учтена в заключениях. 

В крае нормативно закреплено обязательное наличие заключения об ОРВ для проектов НПА, относящихся к соответствующей предметной области, а также процедура урегулирования разногласий, выявленных в ходе проведения ОРВ. 

Подотраслью ОРВ является «ретроспективная оценка» – экспертиза уже действующих нормативных актов, которая призвана подтвердить эффективность их принятия, выявить и устранить недостатки. 

Экспертиза действующих НПА в крае проводится с 2014 года. За 7 лет экспертизе подвергнуто 62 действующих НПА, подготовлено 53 заключения с рекомендациями об их отмене или изменении, рассмотрено порядка 500 замечаний (предложений) общественности.

В целях повышения эффективности института ОРВ и вовлечения организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества, к участию в процедурах ОРВ и экспертизы создан Консультативный совет по оценке регулирующего воздействия и экспертизе нормативных правовых актов Краснодарского края при департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, в состав которого вошли представители общественности и бизнеса.

С 2015 года к проведению ОРВ и экспертизы приступили в административном центре края — городе Краснодаре, а с 1 января 2016 года — все муниципальные районы и городские округа края.

Общие результаты проводимой работы показывают устойчивую динамику изменения подходов краевых органов государственной власти к нормотворчеству: повышается качество прорабатываемых инициатив, вовлекается все большее количество экспертов от предпринимательского сектора на ранней стадии подготовки проектов НПА.