Главное о регионе

Республика Марий Эл

Республика Марий Эл располагается в центре Европейской части Российской Федерации, с проходящими по территории автодорогами федерального значения, наличием транзитной трубопроводной и транспортной сети, судоходных путей по рекам Волге и Ветлуге.

Общая информация о республике

Общая информация о республике

Республика Марий Эл располагается в центре Европейской части Российской Федерации, с проходящими по территории автодорогами федерального значения, наличием транзитной трубопроводной и транспортной сети, судоходных путей
по рекам Волге и Ветлуге.

Республика Марий Эл обладает богатым историко-культурным потенциалом.
По состоянию на 2016 г. в Республике Марий Эл на государственной охране находится 1059 объектов культурного наследия: 450 объектов федерального значения (5 - архитектура, 445 - археология), 546 - регионального (220-архитектура, 326-священные рощи), 63 - выявленные объекты. К уникальным объектам культурного наследия по праву относятся «Усадьба Шереметевых» в пгт. Юрино, купеческая застройка г. Козьмодемьянска и г. Йошкар-Олы, памятники культовой архитектуры, расположенные в населенных пунктах Республики Марий Эл.

В Марий Эл располагаются значительные бальнеологические ресурсы, насчитывается более 1000 рек, ручьев и озёр. Функционируют 56 туроператорских и турагентстких компаний, 60 гостиниц и гостевых домов, 30 санаториев, оздоровительных комплексов и пансионатов, 19 баз отдыха, 9 туристских комплексов, 82 места изготовления (продажи) изделий народных художественных промыслов и сувениров. В реестр туристских маршрутов и экскурсионных программ, реализующихся на территории Республики Марий Эл турфирмами и учреждениями культуры, входят 124 туристических маршрута, включая 2 брендовых маршрута «Чудеса земли марийской» и «Край звонких гуслей».

Республика Марий Эл включена в федеральные межрегиональные туристские маршруты, такие как «Великий Волжский Путь», «Три республики», маршруты речной навигации, программы по развитию экскурсионно-образовательного туризма «Живые уроки». Имеются пешие, конные маршруты, регулярно проводятся водные походы
на байдарках, продолжается работа по развитию культурно-познавательного, санаторно-курортного, эко-туризма (агро-, этно-, гастрономического и спортивного туризма), формируется туристская инфраструктура Йошкар-Олы в рамках создания туристско-рекреационного кластера «Царь-град» с участием государственно-частного партнерства, продолжается строительство спортивных объектов
по международным стандартам, развивается туристская навигация и повышается уровень качества оказываемых услуг в сфере туризма.

Промышленный потенциал Республики Марий Эл в 90-е годы
на 80 % был ориентирован на производство продукции военного назначения.

Сегодня промышленный комплекс республики носит многоотраслевой характер. Основная доля в производстве промышленной продукции приходится
на предприятия, производящие пищевые продукты (24,8 %), нефтепродукты (19,2 %), электрооборудование, электронное и оптическое оборудование (16,6 %), целлюлозно-бумажную продукцию (5,4 %).

Наибольший рост промышленного производства обеспечивают предприятия республики: ООО «Марийский НПЗ», ООО «Птицефабрика Акашевская»,
АО «ММЗ», ОАО «Марийский ЦБК», АО «Красногорский КАФ»,
ООО «Потенциал», АО «Волжский электромеханический завод»,
ООО «Аргус-Волга», ЗАО «Сернурский сырзавод», ООО НПФ «Геникс»,
ОАО «Красногорский завод «Электродвигатель» и др.

Предприятиями, обеспечивающими рост промышленного производства, осваиваются новые технологии и новые виды продукции, что во многом стало результатом технического перевооружения и модернизации производства, накоплением опыта работы на конкурентных рынках.

За последние годы открыты новые предприятия и новые производства по выпуску инновационной вакуумной коммутационной продукции, печатных плат и стеклотекстолита, высокотемпературного покрытия для кабельной продукции, каучуковых резинотехнических автокомпонентов и стеклоочистителей, новых строительных материалов - газобетона, строительного гипса и гипсокартона, товарного бетона, топливных гранул пеллет и другие.

Предприятиями республики освоен выпуск новых видов мясной продукции, в том числе из мяса индейки и перепелов, увеличен ассортимент молочной продукции, в том числе из козьего молока, кондитерских и хлебобулочных изделий, дезинфицирующих средств для медицины, изделий для автомобильной промышленности, освоен выпуск новых видов холодильных машин и установок и многое другое.

Устойчивое развитие республики характеризуется и опережающей динамикой инвестиций в основной капитал - среднегодовые темпы прироста за 2001-2014 годы в Республике Марий Эл составили 115,7 % (в Российской Федерации – 107,7 %, в Приволжском федеральном округе – 107,3 %). По итогам 2013 года объем инвестиций в основной капитал в Республике Марий Эл увеличился на 41,2% по сравнению  с 2012 годом и это наилучший результат среди всех субъектов Российской Федерации. Ежегодно объем инвестиций в основной капитал, вложенный предприятиями и организациями республики 
(за исключением бюджетных средств), составляет не менее 80% от общего объема инвестиций.

Ежегодные темпы роста валового регионального продукта в сопоставимых ценах в среднесрочной перспективе достигнут уровня 102,3-102,8 %. 

В период до 2018 года рост соотношения объёма инвестиций в основной капитал к объёму ВРП Республики Марий Эл  увеличится до 37,1 %. Таким образом, будет достигнуто соотношение, заложенное в Указе Президента Российской Федерации. По итогам 2014 года данный показатель составил 36,8 %.

В регионе осуществляется поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов, техперевооружение основных фондов.

В результате коэффициент обновления производственных фондов в Республике Марий Эл в течение последних лет находится на уровне 7 – 9 %, что выше, чем в среднем по России (4,6 – 4,7 %). 

Дальнейшее увеличение объемов промышленного производства станет возможным за счет модернизации производств, внедрения энергосберегающих технологий и инноваций, расширения рынков сбыта.

Экспортоориентированные производства являются важной составляющей экономического развития Республики Марий Эл, обеспечивая формирование доходной части бюджета, развитие и техническое перевооружение предприятий, занятость населения. Их развитие и поддержка необходимы для сохранения и повышения конкурентоспособности экономики республики. 

Важнейшим фактором экономического роста и диверсификации экономики региона мы считаем развитие малого и среднего бизнеса.

В Республике Марий Эл сформирована полноценная инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства.

В целом на эти цели в 2013-2014 годах было направлено свыше 195 млн. рублей из республиканского бюджета, что позволило привлечь около 115 млн. рублей из федерального. 

В консолидированный бюджет республики в 2014 году поступило доходов в общей сумме 26,2 млрд. рублей (105  % к уровню 2013 года), из них налоговые и неналоговые доходы составили 15,1 млрд. рублей (108,7 %), безвозмездные поступления - 11,1 млрд. рублей. 

Расходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2014 год составили 28,5 млрд. рублей.

         Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета республики занимают расходы по разделам «Образование» - 26,8 %, «Национальная экономика» - 20,1 %, «Социальная политика» - 13,9 %, «Здравоохранение» - 12,1 %.

         С 2001 по 2014 годы в рамках республиканской адресной инвестиционной программы на строительство объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры Республики Марий Эл направлено инвестиций свыше 15,7 млрд. рублей, что позволило ввести в эксплуатацию более 100 объектов.

 

В рамках выполнения мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» ведется работа по повышению качества и доступности услуг для населения, в том числе на основе использования информационных технологий.

На Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Республики Марий Эл размещено более 340 электронных форм заявлений. Такой механизм получения услуг используют около трети населения республики. 

Активно внедряется принцип «одного окна». В 2013-2014 годах в республике создано 15 многофункциональных центров и 22 отделения МФЦ, что обеспечивает шаговую доступность получения наиболее массовых и социально значимых услуг для 43,7 % населения. В результате уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг составил по итогам 2014 года более 90%.

В 2015 году дополнительно откроются МФЦ в г. Йошкар-Оле, рассчитанный на 46 окон обслуживания, и 50 отделений МФЦ во всех районах республики. 

Начиная с 2014 года, в республике реализуется проект по поддержке местных инициатив.

Проекты и программы по поддержке местных инициатив реализуются на условиях муниципально-частного партнерства с привлечением для их реализации внебюджетных средств населения, средств спонсоров со стороны бизнес-сообщества республики, средств бюджетов муниципальных образований в Республике Марий Эл и средств республиканского бюджета Республики 
Марий Эл в форме субсидий. 

         По результатам конкурсного отбора в 2014 году было отобрано 
67 проектов, общей стоимостью 66,5 млн. рублей. Субсидии за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на софинансирование указанных проектов составили 51,2 млн. рублей.

         Указанный проект направлен на создание экономических и социальных условий для динамичного развития общественной инфраструктуры муниципальных образований Республики Марий Эл, расширения участия населения в осуществлении местного самоуправления.

         Отобранные для участия в конкурсном отборе населением местные инициативы направлены на решение вопросов местного значения, а также на реализацию мероприятий по обустройству и ремонту объектов общественной инфраструктуры городских округов и городских и сельских поселений в Республике Марий Эл. 

         В 2015 году на территории Республики Марий Эл также реализуется проект 
по поддержке местных инициатив.



ОРВ в регионе

Оценке регулирующего воздействия (далее – ОРВ) с 1 января 2014 г подлежат проекты законов Республики Марий Эл, проекты указов Главы Республики Марий Эл, проекты постановлений Правительства Республики Марий Эл, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности  в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 ноября 2013 г. № 353 «О Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл и экспертизы нормативных правовых актов Республики Марий Эл».

Орган исполнительной власти Республики Марий Эл вносящий проект нормативного правового акта (далее - регулирующий орган) при оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта проводит:

предварительную оценку регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта;

углубленную оценку регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.

Минэкономразвития Республики Марий Эл (далее - уполномоченный орган) готовит заключение об оценке регулирующего воздействия. В зависимости от степени регулирующего воздействия проводится либо только предварительная оценка регулирующего воздействия (при малой степени регулирующего воздействия) либо углубленная оценка регулирующего воздействия (при средней и высокой степени регулирующего воздействия).

В случае выявления несоответствия процедур оценки регулирующего воздействия, проведенных в отношении проекта нормативного правового акта, требованиям Постановления Правительства Республики Марий Эл от 22 ноября 2013 г. № 353 уполномоченный орган направляет в регулирующий орган заключение об оценке регулирующего воздействия с замечаниями, требующими повторного проведения процедур оценки регулирующего воздействия (с данным заключением проект нормативного правового акта не подлежит внесению на рассмотрение Правительства Республики Марий Эл).

Оценка регулирующего воздействия в 2014 г. проведена для 12 проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл.

На все представленные проекты Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл подготовлены и направлены в регулирующие органы заключения об оценке регулирующего воздействия позволяющие вносить данные проекты на рассмотрение Правительства Республики Марий Эл.

В целях повышения эффективности проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл и экспертизы нормативных правовых актов Республики Марий Эл постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.03.2015 № 148 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 ноября 2013 г. № 353» внесены изменения, предусматривающие распространение  процедуры оценки регулирующего воздействия на  все проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл, а так же установлена необходимость формирования плана проведения экспертизы нормативных правовых актов Республики Марий Эл.

В 2015 году оценка регулирующего воздействия и экспертиза проведена для 6 проектов нормативных правовых актов Республики            Марий Эл.

В целях обеспечения возможности обратной связи в процессе проведения публичных консультаций на официальном сайте уполномоченного органа в специализированном разделе по оценке регулирующего воздействия размещена форма для комментариев, - "Горячая линия" по вопросам оценки регулирующего воздействия

При проведении оценки регулирующего воздействия используется специализированный региональный интернет-портал:

http://portal.mari.ru/mecon/Pages/Ozenka-reg-vozdeystvija.aspx

Нормативные правовые акты, а также методические документы по оценке регулирующего воздействия размещены на официальном портале Республики Марий Эл, официальном сайте уполномоченного органа:

http://марийэл.рф/

http:// марийэл.рф/mecon

Заключения об оценке регулирующего воздействия размещены
на официальном портале
Республики Марий Эл, официальном
сайте уполномоченного органа (доступ по ссылке: http://марийэл.рф/mecon/Pages/Ozenka-reg-vozdeystvija.aspx).

Информация о проведении публичных консультаций размещается на официальном портале Республики Марий Эл на официальных сайтах регулирующих органов - http:// марийэл.рф/pages/ministries.aspx

Информация по проведению ОРВ размещена на двуязычном Инвестиционном портале Республики Марии Эл (доступ по ссылке: http://марийэл.рф/invest/).