Топ новостей

Показать все

Главное о регионе

Новосибирская область

Новосибирская область образована 28 сентября 1937 года, входит в состав Сибирского федерального округа. Территория – 177 756 км2 (1,04 % территории Российской Федерации). Максимальная протяжённость территории с севера на юг 440 км и с запада на восток – 640 км. Новосибирская область находится на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Область граничит на севере с Томской областью, на юго-западе – с Казахстаном, на западе – с Омской областью, на юге – с Алтайским краем, на востоке – с Кемеровской областью.

Административно-территориальное деление региона составляют 5 городских округов, 30 муниципальных районов и 455 поселений. Административный центр Новосибирской области – город Новосибирск – является также административным центром Сибирского федерального округа, а также третьим по численности населения городом в России.


Региональная экономика 

Экономическое развитие Новосибирской области строится на высокотехнологичных разработках промышленного производства, строительной отрасли и рынка недвижимости, науки, транспорта и логистики, коммуникаций и информационный технологий, торговли. 

Новосибирская область является одним из крупнейших центров в сфере науки и технологий уже более 50 лет. В области работают: 52 научно-исследовательских института Российской Академии наук, Федеральный государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», более 40 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов, более 100 крупных и 1700 малых предприятий, связанных с технико-внедренческой деятельностью. 

Новосибирская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Сибирского федерального округа по производству основных видов сельскохозяйственной продукции и входит в десятку крупнейших сельхозпроизводителей России.

Регуляторная политика в регионе

Уполномоченным (координирующим) органом в сфере регуляторной политики в Новосибирской области  является Министерство экономического развития Новосибирской области.

В Новосибирской области создан  интернет-портал «Электронная демократия», предназначенный для публичного обсуждения действующих нормативных правовых актов,  а также их проектов.

Осуществление регуляторной политики в регионе позволяет находить баланс между интересами государства и бизнеса, снижать административное давление, а также учитывать мнение бизнес-сообщества при разработке нормативных правовых актов или внесения  изменений в действующие.

Инструменты и механизмы осуществления регуляторной политики

Оценка регулирующего воздействия

Проведение оценки регулирующего воздействия в Новосибирской области направлено на снижение издержек субъектов предпринимательской деятельности (а также иных заинтересованных лиц), обеспечение экономии бюджетных средств, снижение риска возникновения коррупции, а также повышения доверия граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

Целью проведения оценки регулирующего воздействия является выявление в проекте нормативного правового акта Новосибирской области положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и областного бюджета Новосибирской области.

Подписаны Соглашения о взаимодействии по вопросам оценки регулирующего воздействия с крупнейшими заинтересованными субъектами предпринимательского сообщества города Новосибирска: Новосибирской торгово-промышленной палатой, Советом Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Новосибирским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Межрегиональной общественной организацией «Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий», Союзом «Новосибирская городская торгово-промышленная палата».

Действующий порядок проведения оценки регулирующего воздействия в Новосибирской области установлен постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.01.2017 № 2 «О Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Новосибирской области».

Экспертиза нормативных правовых актов

Экспертиза проводится в целях выявления в действующих нормативных правовых актах Новосибирской области положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Экспертиза проводится в соответствии с планом, утверждаемым министерством экономического развития Новосибирской области на полугодие. План экспертизы формируется на основании предложений, содержащихся в решениях Экспертного совета,поступивших от органов государственной власти Новосибирской области, комитетов и депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, органов местного самоуправления, научно-исследовательских, общественных и иных организаций, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов, иных органов и лиц.

Действующий порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Новосибирской области установлен постановлением Правительства Новосибирской области от 15.07.2014 № 275-п «Об утверждении порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Новосибирской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Установление и оценка применения обязательных требований, в том числе оценка фактического воздействия

В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц, содержащихся в нормативных правовых актах Новосибирской области, подлежащих оценке применения, областными исполнительными органами власти формируются и ведутся Реестры обязательных требований исполнительных органов власти Новосибирской области, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в   соответствующих сферах общественных отношений 

Цель оценки применения обязательных требований в Новосибирской области – это комплексная оценка системы обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, содержащихся в нормативных правовых актах, оценки достижения целей введения обязательных требований, выявления избыточных обязательных требований.

Процедура оценки применения обязательных требований в Новосибирской области построена на основе ее разделения на два вида в зависимости от форм оценки соблюдения обязательных требований:

1) оценка применения обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности;

2) оценка применения обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Оценка фактического воздействия проводится с целью оценки нормативного правового акта на предмет достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативного правового акта, а также выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов регионального бюджета.

Действующий порядок установления и оценки применения обязательных требований, в том числе оценки фактического воздействия установлен постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.07.2022 № 136 «О Порядке установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Новосибирской области, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов Новосибирской области.

Экспертный совет

Экспертный совет по регуляторной политике в Новосибирской области является постоянно действующим совещательным органом при министерстве экономического развития Новосибирской области

В состав Экспертного совета включены представители органов государственной власти Новосибирской области, деловой общественности, бизнеса, научно-исследовательских, общественных и иных организаций.

На заседаниях Экспертного совета рассматриваются проекты нормативных правовых актов Новосибирской области, проходящих процедуру оценки регулирующего воздействия, механизмы совершенствования данной процедуры, а так же вносятся предложения в план проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Комиссия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и оценке применения обязательных требований на территории Новосибирской области

Комиссия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и оценке применения обязательных требований на территории Новосибирской области образована в целях обеспечения реализации реформы контрольно-надзорной деятельности на территории Новосибирской области, а также оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Новосибирской области.

Основными задачами комиссии являются:

1) координация деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, осуществляющих контрольные (надзорные) полномочия, и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, осуществляющих муниципальный контроль;

2) повышение эффективности организации контрольно-надзорной деятельности на региональном и муниципальном уровнях;

3) оценка применения содержащихся в нормативных правовых актах Новосибирской области требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).

Координация деятельности муниципальных образований

Оценка регулирующего воздействия и экспертиза  муниципальных правовых актов проводится органами местного самоуправления в соответствии с установленным Законом Новосибирской области от 24.11.2014 № 485-ОЗ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

Ежегодно министерством экономического развития Новосибирской области на базе корпоративного университета Правительства Новосибирской области проводится обучение государственных и муниципальных служащих по вопросам ОРВ, экспертизы и оценке применения обязательных требований, а также на постоянной основе осуществляется консультационно-методическое сопровождение по проведению данных процедур.