Главное о регионе

Вологодская область

Вологодская область образована 23 сентября 1937 года. Она расположена на севере Европейской части России в поясе умеренно-континентального климата в 500 км от Москвы. По площади является одной из крупных областей Российской Федерации и составляет почти 1% ее территории (144.5 тыс. кв. км); наибольшая протяженность с севера на юг - 385 км, с запада на восток - 650 км. Область граничит на севере с Архангельской, на востоке - с Кировской, на юге - с Костромской и Ярославской, на юго-западе - с Тверской и Новгородской, на западе - с Ленинградской областями, на северо-западе с Республикой Карелия.

Экономика региона

Развитие экономики области происходит в рамках реализации направлений, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, государственных программ Вологодской области, и предусматривающих повышение конкурентоспособности экономики, создание потенциала для перспективного развития.

Объем валового регионального продукта области в 2015 году составил 468,8 млрд. рублей, рост к 2014 году в сопоставимых ценах на 1,3%.

Основа экономики Вологодчины - это промышленность, доля которой в структуре валового регионального продукта около 40%.

В структуре промышленности основную долю занимают обрабатывающие производства – 92,3%, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды приходится 7,6%, небольшая доля приходится на добычу полезных ископаемых – 0,1%.

Ведущими видами деятельности промышленного производства являются: металлургическое производство, химическое производство, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования, производство пищевых продуктов, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

За 2016 год объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие экономики региона, составил 120,6 млрд. рублей, рост на 28,4% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах.

Благодаря реализации инвестиционных проектов в 2016 году создано более 3,1 тысяч новых рабочих мест.

Значимые инвестиционные проекты региона реализуются в основополагающих для Вологодской области «традиционных» отраслях:  металлургическая, химическая и лесопромышленная. Растут вложения в проекты системы магистральных газопроводов.

На территории области находилось более 300 инвестиционных площадок, а количество реализуемых инвестиционных проектов достигло 200.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Вологодской области проводятся мероприятия, направленные на стимулирование деятельности инвесторов на территории региона, создание комфортных условий для ведения бизнеса.

Новым толчком для привлечения инвестиций и развития экономики станет создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на территории г. Череповец Вологодской области. 


Оценка регулирующего воздействия в Вологодской области

Ведение бизнеса связано с большим объемом нормативных документов, различных согласований и отчетов. В этой связи задачами и национальными приоритетами являются снижение административных барьеров, улучшение инвестиционного климата, развитие предпринимательства, создание комфортных условий для бизнеса, формирование делового сообщества, соблюдение баланса интересов власти и бизнеса. 

В рамках совершенствования системы государственного управления регионы Российской Федерации постепенно переходят к новой системе нормотворчества. Эта система призвана построить эффективное взаимодействие бизнеса, общества и государства. Одной из основных задач нового этапа госрегулирования стало внедрение на региональном уровне института оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ).

Процедура ОРВ направлена на осмысленное, своевременное нормотворчество: в целях чего нужно разобраться в содержании проблемы и ее масштабах, найти наиболее эффективные и своевременные решения, рассчитать возможные выгоды и издержки, учесть предложения, мнения и опыт субъектов бизнеса, не допустить новых административных барьеров и избыточного давления на бизнес, повысить эффективность законодательства.

Федеральный уровень

Минэкономразвития России является уполномоченным органом по проведению ОРВ на федеральном уровне, осуществляет методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ, в том числе разработку методических рекомендаций по организации и  проведению процедуры  ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 года № 159 утверждены Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Региональный уровень

С 1 января 2012 года уполномоченным органом исполнительной государственной власти области - Департаментом экономики Правительства области (с 24 июля 2012 года - Департамент экономики области) процедура ОРВ осуществлялась в Вологодской области в соответствии с постановлением Правительства области от 15 ноября 2011 года № 1424 «Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия, включая порядок подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия».

С 1 января 2014 года функции уполномоченного на проведение ОРВ органа возложены на Департамент стратегического планирования области (далее – Департамент).

До 1 января 2014 года в Вологодской области ОРВ проводилась в инициативном порядке. С 1 января 2014 года переход к практическому применению процедуры ОРВ стал обязательным для всех субъектов Российской Федерации.

Данное положение введено Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»  (далее – Федеральный закон).

С 1 января 2016 года с учетом изменений в Федеральном законе, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов», проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением:

а) проектов законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;

б) проектов законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения.

В целях реализации Федерального закона принят закон области от 11 декабря 2013 года № 3225-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов» (в редакции закона области от 11 апреля 2016 года № 3913-ОЗ) и постановление Правительства области от 30 декабря 2013 года № 1429 «Об отдельных вопросах реализации закона области «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов» (в редакции постановления Правительства области от 24 февраля 2015 года № 122).

Процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов области состоит из следующих этапов:

1) проведение публичных консультаций с субъектами бизнеса;

2) подготовка заключения об ОРВ проекта нормативного правового акта области.

Муниципальный уровень

В соответствии с Федеральным законом с 1 января 2015 года процедура ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы  муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в г. Вологде.

С 1 января 2016 года в инициативном порядке процедура осуществляется в г. Череповце.

Оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, подлежат проекты муниципальных нормативных правовых актов,  устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением:

1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;

2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

С 1 января 2017 года процедура ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов обязательна и для  тех муниципальных районов, которые включены в перечень, утвержденный законом области "О внесении изменений в закон области "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов" от 19.10.2016 № 4051-ОЗ"

Иные муниципальные образования смогут проводить процедуру в инициативном порядке.